Линки доступности

Восьмой раунд переговоров по «ядерной сделке» пока не принес результатов


Отель Palais Coburg, где возобновились переговоры о ядерной сделки с Ираном — Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) — в Вене, 27 декабря 2021 г.
Отель Palais Coburg, где возобновились переговоры о ядерной сделки с Ираном — Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) — в Вене, 27 декабря 2021 г.

Иранская делегация в Вене не хочет общаться с американцами напрямую, требуя гарантий того, что США не выйдут из обновленной «ядерной сделки»

Судьба ядерной программы Ирана обсуждается сейчас в Вене, в ходе уже восьмого по счету раунда переговоров с участием представителей Евросоюза, США, Ирана, России и Китая. Крайний срок для заключения обновленного соглашения пока не установлен, однако часть наблюдателей полагает, что, если прогресс не будет достигнут в ближайшие пару недель, то на подписание договора можно не рассчитывать. Это может означать, что Иран открыто устремится к созданию собственного ядерного оружия.

Соглашение по «Совместному всеобъемлющему плану действий» (СВПД, по-английски – JCPOA, или «ядерная сделка») было подписано в 2015 году семью государствами: Ираном, пятью членами Совета безопасности ООН, включая США, и Германией. План предусматривал сокращение иранской ядерной программы в обмен на смягчение западных санкций.

Восьмой раунд переговоров по договору СВПД пока не приносит результатов
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:12 0:00

В 2018 году администрация Трампа вывела США из соглашения, ссылаясь на невыполнение условий сделки иранской стороной. Нынешняя администрация Белого дома отмечает, что последствия этого шага оказались весьма негативными.

«Сейчас нам приходится иметь дело с тем, что ядерные мощности и потенциал Ирана выросли, а по всему миру они осуществляют агрессивные действия путем тайной поддержки локальных войн. Ничего этого не происходило бы, если бы предыдущий президент не вышел безответственно из “ядерной сделки”, не думая о том, что за этим последует. Этот выход из соглашения означал устранение сдерживающих рамок для иранской ядерной программы, отмену наиблее действенного режима инспекций, и вообще – строгих ограничений в отношении действий [Ирана] в ядерной сфере», – заявила 12 января пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки.

Госсекретарь США Энтони Блинкен на днях дал понять, что успеха на переговорах необходимо достичь в ближайшие несколько недель, иначе удержать ядерные устремления Тегерана под контролем не удастся.

Аналитики Европейского совета по иностранным отношениям утверждают, что иранцы уже довели уровень обогащения урана с 4% до 60%, при том, что для создания ядерного оружия требуется уран, обогащенный на 90%.

«Я думаю, будущее есть, если не конкретно у СВПД, то, по крайней мере, у какого-либо соглашения, которое будет его напоминать, – сказала в интервью Русской службе «Голоса Америки» политолог вашинтонского центра «Атлантический совет» Барбара Славин (Barbara Slavin, Atlantic Council). – Да, на сегодня Иран выдержал максимально жесткие санкции, но его экономика находится далеко не в лучшем состоянии: инфляция составляет 40%, безработица высокая, народ пребывает в унынии. Так что налицо условия для смягчения западных санкций в обмен на более сильный контроль за иранскими ядерными программами».

«Я бы предпочла, – продолжает Славин, – чтобы стороны вернулись к изначальному договору, но параллельно начали бы обсуждать его улучшение и продление его сроков. Однако, если такое решение сейчас не представляется достижимым, тогда речь должна идти хотя бы о временном соглашении, которое позволило бы снизить общее напряжение».

Нынешние консультации в Вене о продлении и модификации соглашения стали уже восьмым по счету раундом переговоров. Официальный Тегеран продолжает занимать категорическую позицию, общается с американскими делегатами в Вене только через посредников и обвиняет Белый дом в торможении переговорного процесса.

«Сегодня мы видим, как Соединенные Штаты двигаются по тому же самому неверному пути, – заявил 17 января пресс-секретарь МИД Ирана Саид Хатибзаде. – Пока Иран не увидит перемены в поведении США, он не будет в состоянии сказать, что стороны переговоров достигли точки, когда мы можем заключить стабильное и надежное соглашение».

Многие американские эксперты считают необходимым значительно обновить соглашение, или даже заменить его другим. Но власти Ирана требуют от Вашингтона смягчения санкций, а также гарантий того, что администрация США вновь не выйдет из нового договора, и Белому дому нужно с этим определиться.

«Вопрос о том, насколько cлужит интересам Америки возвращение в СВПД, крайне важен, - говорит Илан Берман, политолог «Американского совета внешней политики» (Ilan Berman, AFPC). - Здесь нужно понимать, что значительная составляющая первоначального соглашения уже перестала действовать – оно никогда не оформлялось как неограниченное. Наоборот, отдельные его статьи изначально закреплялись как временные: на восемь, девять, десять лет. И сейчас в США идут споры об этом как раз потому, что нужно понять, к какому типу соглашения должны прийти Иран и Соединенные Штаты. Многие, включая и меня, полагают, что для США крайне важно не просто вернуться в старый договор, но обновить его и сделать его долгосрочным и более определенным».

Так или иначе, в настоящий момент сохраняется риск того, что Тегеран в скором времени приступит к обогащению урана для производства ядерного оружия. В этом случае часть мировых игроков – например, Израиль – может потребовать от США военного решения проблемы, и давление на Белый дом усилится, указывают эксперты. Именно поэтому, говорят они, Вашингтону следует действовать решительно, но дипломатично: усиление конфронтации с Тегераном может только подтолкнуть режим аятолл к скорейшему обладанию ядерным оружием.

  • 16x9 Image

    Вадим Аленичев

    Журналист, репортер, обозреватель, продюсер; автор и ведущий программ на русскоязычном ТВ и радио; опубликовал более тысячи статей в различных американских изданиях; за свою работу удостоен награды Национальной академии телевизионных искусств США

XS
SM
MD
LG