Линки доступности

Мария Алехина: Мы начали кампанию за освобождение Олега Сенцова


Мария Алехина
Мария Алехина

Участница группы «Pussy Riot» – об усилиях по вызволению украинского режиссера из заключения в России

МОСКВА — Украинский режиссер Олег Сенцов, который в апреле 2014 был арестован ФСБ России в Крыму и обвинен в «террористической деятельности», а в августе 2015 года приговорен к 20 годам лишения свободы – находится в колонии в Якутии уже больше года. На постоянные призывы многочисленных деятелей культуры к российскому руководству проявить гуманизм и освободить режиссера из заключения Кремль не реагирует, хотя время от времени появляются слухи о том, что Олег Сенцов и осужденный вместе с ним Александр Кольченко могут быть обменяны на кого-то, кто ценен Москве.

Обвинение, предъявленное российскими спецслужбами Олегу Сенцову, многие юристы и правозащитники называли политическим и ничем не обоснованным, а приговор — показательно жестоким. Сам украинский режиссер на судебном процессе в 2015 году рассказывал, как его пытали, добиваясь признания вины, но добиться этого не смогли. Российский правозащитный центр «Мемориал» признал Сенцова и Кольченко политическими заключенными.

Член панк-группы «Pussy Riot» и бывшая политзаключенная Мария Алехина вместе с ее единомышленниками решила инициировать международную кампанию с требованием освобождения Олега Сенцова. О том, в какой форме эта кампания будет проводиться, и что уже сделано, Мария Алехина рассказала в интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Данила Гальперович: Маша, вы начали эту кампанию в Великобритании, и начали ее, насколько я знаю, способом, скорее, артистическим.

Мария Алехина: Да, нужно начать с того, что кампания по освобождению Олега Сенцова - это наша общая кампания с Белорусским «Свободным Театром», с которым я работала и работаю на протяжении последних трех месяцев, с которым мы сделали спектакль «Burning Doors» («Горящие двери»). И этот спектакль, про который можно сказать, что он - о противостоянии художника и власти, последние полтора месяца находится в туре по всей Англии. Мы играли месяц в Сохо, в театре в Лондоне, потом в Лестере, сейчас едем в Манчестер и Портсмут. Дальше мы поедем в Италию. Один из трех героев спектакля – это Олег Сенцов. Его история там показана через физический театр, который отсылает к «театру жестокости» Арто, это непосредственно пытки на сцене, если говорить проще.

Олег Сенцов
Олег Сенцов

Спектакль достаточно жесткий, и как раз самая жесткая его часть – это часть, касающаяся Олега Сенцова. Из слов там звучит его последнее слово, которое он произносил на суде. Этим, собственно, заканчивается спектакль, словами «Научитесь не бояться», которые он произнес, когда получил свой срок в 20 лет. И спектакль является частью кампании, которую мы придумали с белорусским театром по его освобождению. Собственно, в рамках этой кампании, во-первых, мы рассказываем всем зрителям историю Олега Сенцова, даем возможность ее узнать. Во-вторых, в конце каждого спектакля зрители - и это удивительно, они участвуют всегда практически все – пишут письма и открытки, которые мы потом переводим, и которые отправляются в колонию. Очень надеемся, что он их получит, конечно.

Д.Г.: А кроме вовлечения британских — и потом видимо, не только британских зрителей в эту кампанию, к кому вы еще обращаетесь?

М.А.: 10 октября, уже через несколько дней, мы будем выступать в Палате общин парламента Великобритании перед британскими политиками с требованием привлечения внимания к этому делу. Мы будем добиваться политического заявления, которое, я считаю, сейчас абсолютно необходимо, и какого-то более интенсивного взаимодействия с украинскими политиками, которые, на мой взгляд, недостаточно сильно действуют именно в отношении Олега. Мне, честно говоря, кажется, что они его забыли просто.

Потому что то внимание, которое было уделено Надежде Савченко, когда она находилась за решеткой, когда она голодала, совершенно несоизмеримо с тем, по сути, отсутствием внимания, которое сейчас мы видим в деле Олега Сенцова. Наталья Каплан, его кузина, приезжала на наш спектакль, участвовала в дискуссии, и я непосредственно от нее услышала то, в каком состоянии сейчас находится Олег.

Д.Г.: Да, каково состояние Олега Сенцова в заключении?

М.А.: Человек находится в глубокой депрессии. Он отказывается от свиданий со своими близкими. Насколько им известно, он не получает писем. По сути, он находится в глухой изоляции в Якутии. Если заключенный отказывается от свиданий со своими родными – самого святого, что есть у каждого заключенного – то это значит, что ситуация критическая. И общество, и политики должны сейчас действовать сообща. Еще летом мы слышали о том, что Олег будет в сентябре обменян на кого-либо со стороны Украины. Этого не произошло, сейчас уже октябрь, а ситуация по-прежнему такая же.

Поэтому мы должны сейчас действовать, должны добиваться от политиков каких-то четких решений по этому вопросу. Украина позиционирует себя как часть Европы. Украинская революция была, собственно, сделана для того, чтобы Украина стала частью Европы. И должны быть какие-то общие политические цели, такие, допустим, как освобождение политзаключенных.

Д.Г.: Кроме Британии, вы собираетесь организовывать какую-то более широкую кампанию — Европа, может быть, США, и так далее?

М.А.: Да, с 20 по 24 октября мы будем в Италии с нашим спектаклем. Разумеется, мы будем говорить и там об этом. Но я считаю, это во многом наша ответственность, России и Украины. России – потому что Олег находится в заключении на территории Российской Федерации, и с любых – правозащитных, гражданских, и просто человеческих - позиций мы должны говорить об этом деле, потому что всем понятно, что 20 лет ни за что – это не должно быть забыто, об этом нужно говорить постоянно. А Украины – понятно, почему: Олег является тем человеком, который не побоялся, пройдя через предательство и пытки, остаться при своих позициях. Мне кажется, он должен быть Украине дорог как никто другой. Еще будет поездка в США, такая же поездка, как та, что была у меня была в феврале. Это – лекции в американских университетах, где я с моей коллегой из проекта «Медиазона» рассказываю о том, чем мы занимаемся в России.

Д.Г.: А где вы собираетесь побывать в США, и будете ли вы там поднимать тему освобождения Олега Сенцова?

М.А.: В нескольких городах, включая Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Речь идет об университетах, о студенческой публике. В прошлый раз, например, мы привезли очень много футболок «Медиазоны» с принтами про политзаключенных. Мы деньги, вырученные от продажи этих футболок, потом привезли в Россию и раздали шести семьям политических заключенных. Сейчас у меня основная цель, основной фокус разговора о политических заключенных – это дело Сенцова. Я считаю, что в наших силах его освободить. Это реально. Там будут собираться подписи, также будут отправляться письма в колонию, где он сидит. Я думаю, что это будет и средств для семьи Олега. Я верю в людей и думаю, что мы сможем его вытащить.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG