Линки доступности

Бека Сихарулидзе: «Мы продали дом, чтобы закончить фильм»


Гиви и Бека Сихарулидзе на премьере в Нью-Йорке. Photo: Oleg Sulkin
Гиви и Бека Сихарулидзе на премьере в Нью-Йорке. Photo: Oleg Sulkin

Грузинская ретродрама о 90-х годах завоевала два приза в Нью-Йорке

На завершившемся в Нью-Йорке Международном фестивале социально значимого кино (Socially Relevant Film Festival, NY) грузинский игровой фильм «От жизни к жизни» (From Life to Life) получил две награды – специальный приз жюри и приз за лучшее исполнение мужской роли.

Основательница фестиваля актриса и продюсер Нора Армани, уроженка Египта армянского происхождения, в короткой беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» подчеркнула актуальность тем, затронутых в этой ленте. «Зрители соотносят перипетии жизни главного героя, жителя Тбилиси, со своими проблемами, - сказала она, в частности, - отсюда и живой интерес к фильму из малознакомой далекой реальности».

Ранее «От жизни к жизни» получил награду как лучший европейский фильм на международном кинофестивале в Чэндлере (Аризона), его отметило также жюри международного смотра «Бастау» в Алматы.

Режиссером, продюсером и исполнителем главной роли фильма «От жизни к жизни» выступил Бека Сихарулидзе, уроженец Тбилиси, живущий более двух десятков лет в США. Он приехал в Нью-Йорк, в фестивальный центр Cinema Village в Нижнем Манхэттене вместе с женой, сопродюсером Майей Гушарашвили, и отцом, актером и писателем Гиви Сихарулидзе, прилетевшим на нью-йоркскую премьеру из Тбилиси.

Действие происходит в Грузии в начале 90-х годов. Главный герой фильма – сдержанный и совестливый хирург Лука, пользующийся симпатией и уважением коллег по профессии и пациентов. Коммерциализация медицинских услуг, ставшая составной частью новой реальности «дикого капитализма», ему глубоко несимпатична и он, вопреки указаниям начальства клиники, продолжает оказывать помощь тем пациентам, у кого нет денег оплатить операцию. Традиционная для Грузии опора на семью и близкий круг друзей подвергается тяжелому испытанию. Проблем множество – в домах и больницах холодно из-за перебоев с электричеством, острый дефицит лекарств, коррупция, проникшая во все поры общества. Но даже в таких критических условиях солидарность простых людей творит чудеса.

«От жизни к жизни». Кадр из фильма. Credits: Beka Film Productions
«От жизни к жизни». Кадр из фильма. Credits: Beka Film Productions

Бека Сихарулидзе родился в 1978 году в Тбилиси. Выходец из артистической семьи. Его отец Гиви Сихарулидзе – один из самых известных актеров, писателей и хореографов Грузии. Его мать, Русудан Сихарулидзе, была доктором и моральной опорой всего семейства. С ранних лет Бека дружит с исполнительскими искусствами и спортом. Он был одним из ведущих танцовщиков в возглавляемом его отцом Грузинском национальном народном ансамбле танца, с гастролями объездил полсвета. Еще одним увлечением юноши стал теннис. Он участвовал в турнирах в разных странах. Завоевал звание чемпиона Грузии среди юниоров в одиночном и парном разрядах. В 19 лет получил черный пояс по контактному карате. В США основал «Теннисную академию Беки» и тренировал ряд ведущих голливудских звезд.

Изучал кинорежиссуру в Нью-Йоркской киноакадемии и в Калифорнийском университете (UCLA). С 2004 года является членом американской Гильдии актеров кино и ТВ. В 2014 году основал в Тбилиси свою кинопроизводственную компанию Beka Film Productions. В 2015 году поставил свою первую короткометражку «Дедушкин должник»» (Grandpa's Debtor), рассказывающую о судьбе его отца. Фильм получил мировую известность, будучи показанным в 86 странах. Его актерским прорывом в Голливуде можно считать участие в криминальном триллере Стивена Содерберга «Кими» (Kimi, 2022), где он сыграл русского хакера.

Режиссер и актер Бека Сихарулидзе ответил на вопросы корреспондента Русской службы «Голоса Америки» после объявления итогов кинофестиваля.

Олег Сулькин: Поздравляю вас, Бека. Как вы ощущаете себя в качестве дважды лауреата?

Бека Сихарулидзе: Спасибо, Олег. Очень трудные были дни, очень радующие, волнующие и нервные. Практически не спал.

О.С.: Временем действия вы выбрали начало 90-х годов. Трудное переходное время сразу после распада Советского Союза. Сейчас, я уверен, Грузия выглядит совершенно по-другому. Чем вас привлекла та эпоха?

Б.С.: В то время я был подростком, тоже сложный переходный возраст. Поколения моего отца и деда пережили время еще сложней. На их долю выпали сталинизм, лагеря, война, много несправедливости. Но для моего поколения 90-е годы оказались самым трудным периодом.

О.С.: Доктор Лука, которого вы сыграли, это реальное лицо?

Б.С.: Нет-нет, это собирательный образ. Для меня были важны два исходных момента. Повсеместная несправедливость, разъедающая общество, и придуманная мною история благородного и честного доктора. И я попытался их соединить.

О.С.: И все-таки, как родился главный герой, с его страстным желанием жить по совести и по закону, а не по понятиям коррумпированого междусобойчика. Знали лы вы такую конкретную личность, или может, кто-то из ваших друзей или родных вам рассказывал похожую историю?

«От жизни к жизни». Кадр из фильма. Credits: Beka Film Productions
«От жизни к жизни». Кадр из фильма. Credits: Beka Film Productions

Б.С.: Я понимаю, о чем вы говорите. В моем случае этот персонаж – плод воображения, некая совокупность высокоморальных качеств. Мне захотелось, чтобы на экране ожил человек, кристально честный, достойный, влюбленный в свою профессию, нерушимый в своей приверженности этическим нормам клятвы Гиппократа.

О.С.: Вам знаком мир медицины?

Б.С.: Да, конечно. Моя мать была врачом, она умерла двадцать пять лет назад. Мой дед был известным в Грузии профессором медицины. Я посвятил фильм моей маме и всем врачам, приверженным своей профессии. Увы, мы знаем, что далеко не все доктора следуют врачебной клятве, они смотрят на больного как на источник обогащения. А некоторые несостоятельны профессионально. Одна моя знакомая рассказывала, что лечащий доктор ее дочери на протяжении многих лет прописывал таблетки, которые, как выяснилось, совершенно не подходили к лечению ее болезни. Я хотел стать доктором, когда был ребенком. И хотя выбрал другой путь в жизни, сохранил глубокую симпатию к врачебной профессии.

О.С.: Когда вы переехали в США?

Б.С.: В 1998 году. Мы прожили в Лос-Анджелесе примерно двадцать лет. Там много плюсов, но нас в последние годы стали тревожить лесные пожары и угроза землетрясений. Мы перебрались в Коннектикут, совсем недалеко от Нью-Йорка. Во-первых, это поближе к Грузии, где живет отец. Во-вторых, мы хотим, чтобы наши мальчики развивались духовно, и Нью-Йорк с его бурной и богатой художественной жизнью представляет для этого отличные возможности. Два-три раза в год мы ездим в Италию, идеальное место для расширения культурных горизонтов.

О.С.: Как вас встретил Голливуд? Трудно было адаптироваться?

Б.С.: Очень трудно. Огромная конкуренция, в Лос-Анджелес приезжают начинающиес кинематографисты со всего мира. А тут еще из-за ковида пришлось отложить съемки. Когда возникли трудности с бюджетом этого фильма, мы продали наш дом в Лос-Анджелесе.

О.С.: Невероятно! Наверное, это было трудное решение...

Б.С.: Более чем! Совершенно безумное решение. Мы продали вдобавок еще и кондоминиум в Грузии. Я знаю, что такие случаи были и раньше, когда перед лицом финансовых трудностей люди шли на отчаянные поступки, только чтобы завершить производство фильма.

О.С.: В вашем фильме у Луки спрашивают, не собирается ли он эмигрировать... Насколько характерна тенденция к отъезду за границу представителей грузинской интеллигенции и среднего класса?

Б.С.: Да, таких случаев немало. Люди ищут лучшей жизни для себя и своих детей.

О.С.: Вы можете сравнить уровень медицины в Грузии и Америке?

Б.С.: Конечно, врачебно-техническое оснащение гораздо выше в Америке. Но и в Грузии сегодня есть очень хорошие, талантливые доктора. Но талантам надо помогать, верно? Для меня это очень болезненная тема. Знающие, порядочные, высокопрофессиональные люди уезжают в Европу и Америку. Что очень печально, они не учат своих детей грузинскому языку. И вовсе не по злому умыслу. У них нет на это времени – вы сами знаете, как много сил и настойчивости требуется для вживания в другую жизнь, включая поиск достойной и перспективной работы.

О.С.: У вас двое детей, мальчики-подростки. Как вы и ваша супруга, живя в Америке, решаете языковую проблему?

Б.С.: Мы с Майей установили жесткое правило: дома и в машине разговариваем только на грузинском. А в остальное время – на английском. Я очень люблю Америку, уважаю и ценю эту страну. Но я замечаю, что многие молодые люди здесь, даже выпускники элитарных университетов, без должного уважения разговаривают с людьми старше их. Английский язык в этом плане имеет известный недостаток. Обращение «you» может означать и «ты», и «вы». Мы с женой много энергии тратим на то, чтобы привить нашим детям привычку к вежливости. Для меня это очень важно.

О.С.: Вы и продюсер, и режиссер, и исполнитель главной роли. Ваша жена – сопродюсер, а ваш отец играет одну из главных ролей. Каково вам было руководить этим, по сути, семейным предприятием?

Б.С.: Ты должен быть реальным лидером, должен быть уверен в своих решениях, должен при этом уважать всех участников съемки. Скажем, такая вроде бы мелочь - во время обеденного перерыва на площадке мы с женой всегда стояли в общей очереди. Мне импонирует такой демократический стиль. Я часто вспоминаю легендарного полководца Александра Суворова, который снискал огромное уважение своих солдат, с которыми ел из одного котла. Мне очень помогала твердая поддержка моей жены. Мы нередко возвращались со съемок домой после 16 часов работы. Короткий сон, и снова на съемку. А жена еще при этом занималась малышами. Она поддерживала меня и в трудных финансовых решениях. Что касается отца, то это отдельная история.

О.С.: Расскажите...

Б.С.: Поначалу Гиви не верил в мой проект, считал нас с женой абсолютно чокнутыми. Отец - удивительная личность. Писатель, публицист, актер, автор более двадцати книг, танцовщик, хореограф, спорстмен, общественный деятель. Снимался в кино. Мы с ним сыграли в одном фильме – «Наследство» (L’Heritage) Темура и Гелы Баблуани, который получил спецприз жюри на фестивале Санденс в 2007 году. На Берлинском кинофестивале 1993 года премию «Серебряный медведь» получил фильм Темура Баблуани «Солнце неспящих» (Sun of the Sleepless), в котором отец сыграл одну из главных ролей. Он мне рассказывал, что встретился там с такими голливудскими звездами как Дэнни ДеВито, Мишель Пфайффер и Грегори Пек.

О.С.: Как интересно! Мне тоже посчастливилось быть на Берлинале-93, я встречался и долго беседовал с Темуром Баблуани, но с вашим отцом тогда не познакомился. Могу представить, как вам сложно было с Гиви конкурировать...

«От жизни к жизни». Кадр из фильма. Credits: Beka Film Productions
«От жизни к жизни». Кадр из фильма. Credits: Beka Film Productions

Б.С.: О конкуренции я и не думал. Были сложности в самом начале. Мне нужен был актер на роль отца главного героя, человека пожилого, с характерными признаками старости. Но когда я рассказал это отцу, ему эта концепция решительно не понравилась. Ведь он и в почтенном возрасте гордится своей молодцеватостью. И он убежал со съемки. Позднее остыл, и мы нашли компромиссный вариант. У меня своя дорога в жизни, и отец это понимает. Два года назад я сыграл в триллере Стивена Содерберга «Кими» (Kimi), у него высокий рейтинг в Rotten Tomatoes (авторитетный сайт-агрегатор рецензий и отзывов на фильмы). Это был мой 19-й фильм в Голливуде.

О.С.: А кто из режиссеров мирового кино вас вдохновляет? Какие фильмы вы считаете эталонными?

Б.С.: «Бен-Гур» Уильяма Уайлера, «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, «Похитители велосипедов» Витторио де Сика, фильмы Ясудзиро Одзу. В общем, как вы поняли, мой идеал это реализм высшей пробы.

О.С.: Вы воссоздаете атмосферу Тбилиси 90-х. Дома, видавшие лучшие дни, дворы со всякой рухлядью, балконы, с которых громко переговариваются соседи, на улицах допотопные советские автомобили. Были ли сложности в этом путешествии во времени?

Б.С.: С автомобилями проблем не было, раздобыть старенькие «Жигули» и «Волги» оказалось легко. А вот с домами пришлось помучиться. Даже если мы находили интересовавший нас старый дом, то очень часто жильцы меняли окна и двери, что сразу выдавало их новизну. Для нас очень важно было создать атмосферу старого, ушедшего в небытие Тбилиси, его удивительную эстетику. При том, что жизнь тогда была очень нелегкая, и люди в массе жили довольно скромно, многие тбилисцы аккуратно, чисто и элегантно одевались. И меня это восхищает.

Форум

XS
SM
MD
LG