Линки доступности

Экс-глава Союза журналистов: главный тормоз обмена заключенными между Россией и Украиной – в Москве


Украинские моряки в зале суда
Украинские моряки в зале суда

Бывший руководитель Союза журналистов России Игорь Яковенко – о том, почему процесс обмена не двигается с места

Киевский суд продлил еще на два месяца арест главе украинского подразделения российского государственного агентства РИА «Новости» Кириллу Вышинскому. Судьи отказался отпустить журналиста под его личное поручительство.

Вышинский обвиняется в госизмене. Свою вину он отрицают. В Москве настаивают, что его арестовали сугубо за журналистскую деятельность. Обеспокоенность уголовным делом против него ранее высказали ОБСЕ и организация «Репортеры без границ».

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков накануне предложил Киеву сделать жест доброй воли и освободить Вышинского, чтобы способствовать нормализации отношений между двумя странами. Украинский президент Владимир Зеленский заявил, что Украина готова обменять журналиста на находящегося в заключении украинского режиссера Олега Сенцова.

Сенцов приговорен по обвинению в подготовке теракта на 20 лет тюрьмы. Вышинскому грозит лишение свободы сроком до 15 лет.

Ожидалось также, что Россия освободит задержанных в ноябре прошлого года в Керченском проливе украинских моряков. Однако в среду московский суд постановил, что все 24 человека останутся под стражей до суда.

Зеленский в пятницу заявил, что моряков следует освободить без промедления и без предварительных условий.

Кроме того не заметно никакого движения по реализации анонсированных прежде планов обмена «всех на всех» российских и украинских граждан, отбывающих наказание или пленных и находящихся в заключении на территории сопредельных государств.

О причинах создавшегося положения Русская служба «Голоса Америки» поговорила с блогером, в прошлом генеральным секретарем Союза журналистов России Игорем Яковенко.

Виктор Владимиров: Что, по-вашему, на сегодня прежде всего тормозит процесс такого насущного обмена, касающегося судеб многих людей?

Игорь Яковенко: Главный тормоз обмена украинских и российских заключенных, пленных и арестованных, безусловно, находится исключительно в Москве. От Киева шли разные предложения по активизации этого процесса. Были предложения разового характера – например, обменять Сенцова на Вышинского. Предлагалось обменять всех на всех. Но Москву заняла здесь позиция, ведущую в тупик. Думаю, не случайно. Очевидно, ее устраивает такая ситуация. Напомню для проформы, что украинские пленные и заложники находятся как на территории России, так и на территории оккупированной Украины, где ими формально распоряжаются боевики так называемых ДНР и ЛНР. И из Кремля постоянно идет посыл Киеву: ведите переговоры с ними. Но вполне справедливая позиция Киева состоит в том, что разговаривать с террористами нельзя, во всяком случае, по такому вопросу. В это все и упирается.

В.В.: Настаивая на переговорах с ДНР-ЛНР, Кремль почему-то постоянно забывает сказать, что главы этих новообразований назначаются в Москве. Зачем наводить тень на плетень?

И.Я.: Это неуклюжая попытка перевести стрелки, ошельмовать. Все без исключения ясно, что главари ДНР-ЛНР – откровенные ставленники Москвы, назначенцы. Причем, степень зависимости этих людей все время возрастает. Сейчас у руля там просто абсолютные марионетки. Говорить с ними, разумеется, нет никакого смысла. Они скажут ровно то, что им скажут в Москве. Вот вам и еще один аргумент, доказывающий, кто виноват в саботаже обмена. В Кремле достаточно пальцем пошевелить – и все заложники окажутся на свободе, обнимут своих близких и родных. Не хотят. Тянут время, чего-то выгадывая. Судьбы живых людей, что россиян, что украинцев, для них – ничто, пустое место.

В.В.: А как вам видится, с точки зрения Москвы, возможен ли в принципе «размен» Вышинского на Сенцова?

И.Я.: Тут возникает вопрос равноценности фигур. Как представляется, для Путина Сенцов представляет большую ценность, поскольку на нем сконцентрировано общественное внимание всего мира. Это серьезный путинский актив, которым он так просто разбрасываться не станет. Полагаю, что Вышинский воспринимается Кремлем как куда менее значимая карта. Наверное, Путин когда-нибудь освободит украинского режиссера, либо это произойдет после ухода президента из власти. Но пока такой обмен для Москвы не выгоден.

В.В.: Какие еще тут есть значимые обстоятельства?

И.Я.: Диалог об обмене заложниками возобновился перед украинскими парламентскими выборами. А Москва сейчас стремится максимально увеличить число голосов за партию

(Виктора) Медведчука (лидера «Оппозиционной платформы – За жизнь» - В.В.). Поэтому в Кремле выставляют его как главного переговорщика по этому вопросу и альтернативного торговца «живым товаром». Это также сильно мешает серьезному подходу к решению наболевшей проблемы, путает все карты. Но Кремль привык ловить рыбу в мутной воде. Ему крайне важно внедрить в украинскую политику как можно больше пророссийских политиков типа Медведчука, Бойко, Рабиновича и так далее. Все это превращает переговоры по обмену заложниками в сложную многоходовую игру, в которой у Кремля все козыри на руках. У него есть страстное желание в перспективе впихнуть в Украину ЛДНР. Конечного успеха это мероприятие, разумеется, иметь не будет, поскольку в Украине хватает людей, готовых умереть за то, чтобы и духа Путина в стране не осталось. Но угроза создать неприятности для Киева, организовав хаос, есть.

В.В.: А для чего пресс-секретарь президента РФ предложил Киеву в одностороннем порядке освободить Вышинского?

И.Я. Песков по своему обыкновению “гонит пургу”. Понятно, что так не бывает. Надо отдавать себе отчет, что Зеленский находится в политическом поле, где на него оказывается серьезное давление. Если он сделает сейчас, накануне выборов, пойдет на односторонние уступки, то его сторонников прокатят на вороных. Есть шаги, на которые украинский президента просто не может пойти. Поэтому это абсурдное и провокационное заявление. Точно так же можно было предложить Путину для начала освободить украинских моряков или Сенцова.

XS
SM
MD
LG