Линки доступности

Либеральный Евкуров и права человека в Ингушетии


Либеральный Евкуров и права человека в Ингушетии
Либеральный Евкуров и права человека в Ингушетии

В Назрани разогнан митинг, избиты и арестованы правозащитники

В столице Ингушетии, Назрани, полиция разогнала митинг и арестовала около десяти его участников, в том числе – члена экспертного совета Уполномоченного по правам человека при президенте РФ Магомеда Хазбиева. По официальной версии, Хазбиев был организатором митинга. По сообщениям из Ингушетии, на протест вышли родственники похищенного на прошлой неделе сотрудника министерства образования Илеза Горчханова. Они требовали от властей информации о местонахождении пропавшего.

Сообщается также, что к демонстрантам была применена сила, в результате чего десятки пострадавших обратились за помощью к медикам. Правозащитники назвали события в Ингушетии «развенчанием мифа о либерализме президента Евкурова». Официальные сообщения о случившемся скудны и ограничиваются одной сводкой МВД.

В четверг организация «Международная Амнистия» выразила обеспокоенность «избиением и незаконным задержанием гражданского активиста Магомеда Хазбиева и двух его братьев» в Ингушетии. «Международная Амнистия» призвала российские власти предпринять все шаги для немедленного освобождения Хазбиевых или предъявить им законные обвинения. Организация выразила надежду, что власти Российской Федерации проведут справедливое расследование по факту задержания и жестокого обращения с братьями Хазбиевыми.

Версия официальная

Житель Назрани Магомед Хазбиев был задержан сотрудниками правоохранительных органов за попытку организации массовых беспорядков. В такой формулировке министерство внутренних дел Ингушетии сообщает на своем официальном сайте об аресте известного ингушского правозащитника и оппозиционера. В заявлении причина ареста объясняется так: «Хазбиевым был организован стихийный митинг в Назрани, в котором приняли участие около 60-80 человек, при этом была блокирована улица Базоркина». МВД утверждает, что митингующие забрасывали сотрудников правоохранительных органов камнями, а Хазбиев во время ареста оказал сопротивление, используя травматический пистолет.

Версия матери

«Магомед поехал на этот митинг после того, как ему позвонили люди и попросили приехать, он и не знал заранее, что будет митинг», – сказала «Голосу Америки» мать Магомеда Хазбиева – Лейла.

По словам женщины, арестованы три ее сына, еще один – самый младший – был избит во время митинга, у юноши пробита лобная кость.

Лейла Хазбиева рассказала, что стала очевидем разгона митинга в Назрани: «Я возвращалась из магазина и увидела, что на улице стояли люди с плакатами. Там были и мои родные. Магомед тоже был среди людей, но он не выступал. Потом милиционеры в масках начали избивать и разгонять людей. Я видела, как прикладом автомата по голове избивали моего младшего сына. Потом его стали заталкивать в «Газель», а мой муж его у них отбивал».

Дальнейшие события в изложении Лейлы Хазбиевой выглядят следующим образом. Сотрудники МВД пытались также арестовать Магомеда Хазбиева, но часть митингующих отгородила его от полиции. Хазбиеву удалось сесть в машину и уехать. «Мы ехали за сыном на другой машине. Видели, как ехавшие следом сотрудники МВД стреляли из автоматов по колесам машины Магомеда». Сразу после того, как Хазбиевы приехали в дом родителей, дом, по словам Лейлы, был окружен спецназовцами в масках: «Их было несколько десятков. Они вытащили Магомеда, избивали его ботинками и прикладами по голове, запихнули в багажник своей машины и увезли. Потом они забрали еще двоих моих сыновей и их тоже избили и увезли в багажниках».

По словам Лейлы Хазбиевой, увезли также и машины Хазбиевых. Она рассказывает, что поведение спецназа было неоправдано жестоким: «У нас две девочки – двухлетняя и годовалая – они летали как куклы, так их раскидывали сотрудники». Женщина говорит, что в шоке пыталась остановить спецназовцев, но ее тоже ударили и отбросили, а потом заперли в комнате.

Лейла Хазбиева объясняет, что Магомед перенес две недели назад операцию в Москве, с тех пор болел и практически не выходил из дома.

«Официально? Нет, мы послали стариков на переговоры»

Брат арестованного правозащитника Махмуд Хазбиев рассказал «Голосу Америки», что семья не намерена обращаться в официальные структуры: «Куда обращаться? Мы знаем из достоверных источников, что Магомеда арестовали по прямому указу президента Евкурова. Приказ, приводил в исполнение руководитель Назрановского ГУВД Мовсар Тамбиев. Это значит, что нас никуда не пустят, наши заявления даже и не примут».
По словам Махмуда Хазбиева, в Ингушетии традиционные методы более действенны, так как в эффективность официальных структур в защите прав граждан люди в республике не верят.

«Мы уже послали своих старейшин к Тамбиевым. Они переступили все законы: избили женщин и детей, избили Магомеда, и все знают, что мы этого так не оставим», – сказал Хазбиев.

Махмуд Хазбиев считает, что непропорциональное насилие и похищения – главная причина радикализации молодежи в Ингушетии: «Что произошло сегодня в нашем доме – не исключение, а обычная история для нашей республики. И после такого власти еще делают вид, что не понимают, откуда берутся боевики».

Комментарий эксперта

Член совета правозащитной организации «Мемориал» Екатерина Сокирянская рассказала «Голосу Америки», что акция протеста против похищений людей в Назрани была стихийной. Она началась около 11:30 утра. В основном на улицы вышли родственники похищенного Илеза Горчханова. Митингующие блокировали развязку на пересечении двух основных улиц в Назрани и потребовали от властей сообщить им местонахождение похищенного. Илеза Горчханова 21 марта при свидетелях схватили вооруженные люди в масках и увезли в неизвестном направлении, угнали и его машину, с тех пор об Илезе ничего не известно.

По словам Сакирянской, ни одна из силовых структур не взяла на себя ответственности за арест пропавшего. Эксперт полагает, что похищали Горчханова ингушские силовики, так как говорили они на ингушском. Информация о местонахождении исчезнувшего, по опыту правозащитников – почти гарантия того, что он может остаться в живых: «Похищение дает период времени, когда человек оказывается вне правового поля, в безвестности. Это время, в течение которого ни одна структура не ответственна за него, а значит, к человеку могут применять незаконные методы дознания. Обычно, похищают именно для того, чтобы пытать».

По данным «Мемориала» за 2010 год в Ингушетии было похищено шесть человек, в то же время только в марте в республике похищены три человека. Активизация деятельности силовых структур, по мнению правозащитников, привела к акции протеста в среду.

«Через несколько минут после того, как протестующие вышли на улицу, к месту была стянута полиция. К митингующим вышли представители республиканского правительства, в том числе и.о. секретаря совбеза, зам. министра МВД, начальник городского отдела милиции. Они пытались убедить людей разойтись, но митингующие жестко стояли на своем. Они требовали ответа на вопрос, где находится похищенный человек, потому что по опыту они знают – если власти не скажут о местонахождении похищенного, человек исчезнет навсегда».

По информации «Мемориала», после полудня полиция начала стрелять в воздух и оттеснять митингующих при помощи дубинок и прикладов. В ответ участники акции начали забрасывать полицию камнями. Силовики взяли ситуацию под контроль в течение 15 минут.

«К протестующим было применено насилие, людей жестоко избивали. Около десяти человек, по предварительной информации, получили серьезные травмы, в том числе - женщины. Есть задержанные», – сказала Екатерина Сокирянская.

Эксперт полагает, что события среды в Ингушетии выпадают из наметившейся тенденции к стабилизации региона. Она отмечает, что это первый силовой разгон митинга в Ингушетии с момента ухода бывшего президента Мурата Зязикова. Новый глава Евкуров значительно либерализовал структуру власти, сделал ее более доступной жителям республики. Казалось, что ему удается в значительной степени консолидировать общество. И снизить вооруженную активность боевиков. В последнее время в Ингушетии практически не было нападений на представителей власти и силовых структур.

«При этой кажущейся либерализации, – отмечает Екатерина Сокирянская, – ситуация с правами человека практически не менялась. Несмотря на правильную реторику Евкурова, продолжались похищения и фабрикация уголовных дел».

По мнению Сакирянской, гражданский мир и стабильность в Ингушетии возможны только при условии соблюдения прав человека: «То, что сегодня произошло – это сильный удар по репутации Евкурова, который позиционирует себя как либеральный политик».

Арест Магомеда Хазбиева эксперт назвала «глупым шагом, который только придаст не очень популярному правозащитнику романтический ореол героя», а методы, примененные против оппозиционного лидера «абсолютно зязиковскими».

О событиях на Северном Кавказе читайте в рубрике «Кавказ сегодня»

  • 16x9 Image

    Фатима Тлисовa

    В журналистике с 1995 года. До прихода на «Голос Америки» в 2010 году работала собкором по Северному Кавказу в агентстве «Ассошиэйтед пресс», в «Общей газете» и в «Новой газете». С января 2016 г. работает в составе команды отдела Extremism Watch Desk "Голоса Америки"

XS
SM
MD
LG