Линки доступности

Индия и Пакистан – на пути к полноправному членству в ШОС


Лидеры государств-членов Шанхайской организации сотрудничества
Лидеры государств-членов Шанхайской организации сотрудничества

Давние соперники стремятся вступить в альянс, чтобы укрепить свой авторитет в регионе

Индия и Пакистан готовятся стать полноправными членами Шанхайской организации сотрудничества – регионального оборонного альянса, куда входят Россия, Китай и четыре государства Центральной Азии. Ожидается, что процесс присоединения держав-соперников к ШОС начнется на этой неделе в Уфе, где состоится 15-й саммит организации, на который прибудут премьер-министр Индии Нарендра Моди и его пакистанский коллега Наваз Шариф.

Индия подала заявку на полноправное членство в ШОС в прошлом году, а заявка Пакистана рассматривается уже несколько лет. В настоящий момент обе страны имеют статус наблюдателей в организации.

Помимо России и Китая, в ШОС входят государства постсоветской Центральной Азии – Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан.

По словам аналитиков, принятие Индии и Пакистана позволит ШОС стать более авторитетной региональной организацией, тогда как сегодня она воспринимается как альянс во главе с Китаем и Россией.

«В действительности вступление Индии в организацию любопытным образом внесет баланс в ее структуру. Если Китай и Россия известны своим антиамериканским настроем, то у Индии хорошие отношения с США. В этом смысле присутствие Индии добавит ШОС авторитета и создаст противовес антиамериканским настроениям, которые могут быть в этой организации», – считает Маной Джоши – политический аналитик из базирующегося в индийской столице исследовательского фонда Observer Research Foundation.

Замминистра иностранных дел Китая Чэн Гупин считает, что принятие в ШОС Индии и Пакистана сыграет важную роль в развитии альянса.

В то время, как многие аналитики, подобно Джоши, считают ШОС скорее совещательным органом, некоторые полагают, что альянс стремится стать региональным аналогом западных блоков.

Интерес Индии к вступлению в ШОС обусловлен стремлением расширить сотрудничество с государствами Центральной Азии, богатыми природными и энергетическими ресурсами. Активное присутствие Китая уже ощущается в этих странах.

Подчеркивая стремление Дели к развитию торгово-инвестиционных связей с Центральной Азией, по пути в Уфу Моди посетит все пять республик – Узбекистан, Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан.

Цель Индии – получить доступ к запасам природного газа в Туркменистане и к нефтяным и урановым ресурсам Казахстана. Однако этому препятствует труднодоступность региона, не имеющего выходов к морю: на самолете до него можно добраться всего за три с половиной часа, а вот грузовые контейнерные перевозки представляют собой сложную организационную проблему.

Так, давно откладывается реализация плана по строительству газопровода из Туркменистана в Индию через Афганистан и Пакистан.

Бывший дипломат, а в настоящее время старший научный сотрудник Института оборонных исследований и анализа в Нью-Дели Пунчок Стобдан отмечает: «Индия хотела бы присутствовать в этом регионе, но у нее нет соответствующего потенциала. С Китаем сегодня сравняться невозможно – ни в плане доступа, ни в плане обязательств и денег. Китай собирается потратить 15-30 миллиардов долларов на проект «Шелковый путь», а у нас нет никаких четких представлений или концепции того, что мы хотим делать в Средней Азии».

Некоторые аналитики, в том числе Закир Хуссейн из аналитического центра «Индийский совет по международным делам», надеются, что Индия сможет преодолеть все неблагоприятные факторы, с которыми она сталкивается в Средней Азии, после вступления в ШОС.

«У нее (Индии) появится законное место в регионе, и можно будет спокойно вести переговоры, обсуждая общую политику для всех стран в плане выгод и потерь. Так что Индия автоматически получит привилегии в регионе. Членство в ШОС укрепит наше положение на региональной арене», – считает Хуссейн.

Ядерные державы и давние соперники, Пакистан и Индия впервые станут членами одного и того же оборонного блока. Присоединение обеих стран к ШОС считается компромиссным решением: Нью-Дели ближе к Москве, Исламабад – к Пекину.

Некоторые аналитики указывают на неясность последствий, к которым может привести членство Индии и Пакистана в ШОС, отмечая, что ожесточенное соперничество между этими странами уже давно препятствует прогрессу другой региональной организации – Организации регионального сотрудничества Южной Азии.

Однако пакистанский ученый Хассан Аскари Ризви считает, что в ШОС все может сложиться иначе, поскольку в рамках этой организации между странами нет конфронтации.

«В прошлом мы видели, что даже в статусе наблюдателей в ШОС их представители избегали прямой или резкой критики в отношении друг друга. Будем надеяться, что они сохранят этот настрой и будут использовать этот форум, чтобы стать ближе друг к другу, а не вести полемику, которая не отвечает интересам ни организации, ни самих этих стран», – отмечает аналитик.

По мнению Ризви, обе страны заинтересованы в сотрудничестве с Центральной Азией, однако они могут играть в регионе более конструктивную роль, лишь наладив двусторонние отношения.

Саммит ШОС в Уфе может стать первым маленьким шагом в этом направлении. Как сообщается, на полях саммита могут пройти переговоры между лидерами Индии и Пакистана. Первая их встреча в прошлом году вскоре после инаугурации Моди подала некоторые надежды, однако впоследствии двусторонние отношения вновь резко ухудшились.

Замминистра иностранных дел Китая Чэн Гупин выразил надежду на то, что ШОС сыграет конструктивную роль в укреплении отношений между Индией и Пакистаном.

XS
SM
MD
LG