Линки доступности

Права человека в России: тревожные ожидания


Правозащитники опасаются принятия новых репрессивных законов

В пятницу, 11 декабря, в Санкт-Петербурге, в библиотеке имени Маяковского состоялось торжественное собрание, приуроченное к Международному дню прав человека.

Мероприятие с участием представителей ведущих некоммерческих организаций провел Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов.

Он напомнил, что 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций была принята Всеобщая декларация прав человека. Первая статья этого документа гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Двумя годами позднее ООН учредила праздник День прав человека, отмечаемый 10 декабря.

Александр Шишлов также процитировал высказывание Владимира Путина во время его встречи с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ «не могу не согласиться с тем, что правозащитники – это первые помощники по созданию правового государства в нашей стране».

Однако, в дальнейшем участники собрания в библиотеке имени Маяковского неоднократно доказывали, что ситуация с правами человека в России далека от идеала.

«Путин каждый раз обещает разобраться»

Директор автономной некоммерческой организации «Центр независимых социологических исследований» Виктор Воронков, комментируя высказывание Владимира Путина на встрече с членами СПЧ, заметил: «Пространство свободы в России сжимается, а каждый новый закон – принятый или ожидаемый – еще больше пространство свободы уменьшает».

Упомянув в этой связи закон об «иностранных агентах», Воронков подчеркнул, что перспектива НКО, внесенных Минюстом в соответствующий реестр, безрадостны: чаще всего они вынуждены самоликвидироваться.

Еще более пессимистичным было выступление члена СПЧ Натальи Евдокимовой. По ее мнению, ситуация с некоммерческими организациями, получающими иностранное финансирование и обвиненными в осуществлении политической деятельности, лишь ухудшается. «Мы каждый раз поднимаем эту тему на заседаниях Совета по правам человека. Путин каждый раз обещает дать поручение разобраться в конкретной ситуации, а нам объясняют, что в ярлыке “иностранного агента” нет ничего страшного. Но затем принимается закон, по которому НКО, признанное “иностранным агентом” не может принимать участия в выборах», – отметила Евдокимова.

Вдобавок, недавно был принят закон о «нежелательных иностранных и международных организациях», которые должны прекратить свою деятельность на территории страны, а российским гражданам, имевшим контакты с организациями «нон-грата», грозит штраф или присуждение к общественным работам.

О неблагодарности

Эту тему в разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» продолжил член Правозащитного совета Санкт-Петербурга Леонид Романков. Вспомнив эпизод с признанием «нежелательной организацией» созданного Джорджем Соросом фонда «Открытое общество», он заметил: «Еще в Священном Писании сказано, что один из самых больших грехов, это – неблагодарность. Так вот, Джордж Сорос спас множество российских ученых и деятелей культуры. И вместо того, чтобы сказать ему “спасибо”, его фонд объявляют “нежелательной организацией”. Мне кажется, что это – просто подло, потому, что наши организации не поддерживают финансово аспирантов, студентов, ученых с тем, чтобы те жили здесь, зарабатывали и двигали вперед российскую науку. А они уезжают, потому что не получают поддержки. А наша власть не только не помогает им, но еще и запрещает делать это таким организациям, как фонд Сороса».

Впрочем, на собрании, приуроченном к Международному дню прав человека, были приведены и примеры положительных сдвигов. В частности, Институт независимой прессы, внесенный Минюстом в реестр «иностранных агентов», в марте этого года был вынужден уплатить штраф в размере 400 000 рублей за отказ признать решение властей.

После обжалования этого решения и длительной тяжбы, ИРП удалось на этой неделе добиться отмены этого решения с помощью неформального объединения юристов и журналистов «Команда 29».

А общественная правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» недавно была выведена из этого реестра, Правда, более полутора лет назад НКО официально отказалась от всех зарубежных источников финансирования и несколько раз безуспешно пыталась отстоять свое доброе имя в судебном порядке.

«Государство делает вид, что проблем нет»

Вместе с тем, несмотря на то, что «Солдатские матери Санкт-Петербурга» более не числятся «иностранными агентами», председатель НКО Элла Полякова не считает это событие окончательной победой.

В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» она сказала: «Посеян страх в людях. Самое главное, что пребывание в этом реестре, к сожалению, сыграло свою роль в обработке сознания как самих призывников и военнослужащих, так и их родителей», – отмечает Полякова.

Результатом этого, по оценке правозащитницы, стал рост преступности в рядах вооруженных сил при одновременном сокращении обращений к «Солдатским матерям» по фактам неуставных отношений. «То есть, к нам, конечно, обращаются. Но – исподтишка и с большим страхом. И это – самое плохое, что произошло в результате принятия закона об “иностранных агентах”. Вместо того, чтобы цивилизованно разрешать возникающие конфликты, государство делает вид, что их нет, преследует правозащитников, а проблемы при этом только усугубляются», – считает председатель «Солдатских матерей Санкт-Петербурга».

Подытожил тему член правления российского общества «Мемориал» Владимир Шнитке. По его мнению, ситуация с соблюдением прав человека в России неуклонно ухудшается. «Правозащитникам становится все труднее работать, через механизм закона об “иностранных агентах” удалось выдавить из правового поля более ста организаций. И на этом наступление на нас не заканчивается. Сейчас предлагается принять закон, карающий “за распространение заведомо ложных и очерняющих Россию сведений”, предполагающий штраф до 2 миллионов рублей».

Сомнительный объект для подражания

При этом Владимир Шнитке обращает внимание на следующее высказывание инициатора закона – депутата Госдумы от «Справедливой России» Олега Михеева: «Такое предложение не противоречит мировой юридической практике – аналогичная статья есть в Уголовном кодексе Беларуси. Так что, в рамках создания Евразийского Союза гармонизация законодательства обеих наших стран является логичным ходом».

И далее, член правления «Мемориала» делает вывод: «То есть, мы скатываемся в такую же тоталитарную систему, как Беларусь, и берем ее, как пример. Для меня такое предложение депутата Думы – настоящее потрясение».

Впрочем, тревогу Владимира Шнитке разделили не все участники торжественного собрания в библиотеке имени Маяковского. Так, старший советник по правам человека при системе ООН в Российской Федерации Ришард Коменда отметил, что за те тридцать лет, что он занимается данной проблематикой, ситуация в мире, в целом, не улучшилась. «Постоянно где-то идет война, гибнут люди, дети не могут нормально ходить в школу. В этом плане, ситуация в России – не самая худшая», – попытался успокоить собравшихся Ришард Коменда. И выразил надежду, что со временем гражданскому обществу удастся переломить положение дел в свою пользу.

XS
SM
MD
LG