Линки доступности

Борьба с ВИЧ/СПИДом в России продолжается


Первого декабря – всемирный День борьбы со СПИДом. По данным Объединённой программы ООН по ВИЧ/СПИД, более 33 миллионов людей в мире живут с вирусом иммунодефицита человека. В России их число достигает 940 тысяч, или 1,1 процента населения. Насколько это иммунное заболевание угрожает здоровью общества в России сегодня, и что нужно сделать для его предотвращения, «Голос Америки» спросил ведущих специалистов США в сфере общественного здравоохранения.

По мнению профессора Университета штата Виржиния Джудит Твигг, сегодня остается одним из самых спорных вопросов – насколько быстро количество ВИЧ-инфицированных будет продолжать расти в России. В 1990-х годах ВИЧ в России и в Украине распространялся быстрее, чем в какой-либо другой стране мира. Это было обусловлено, прежде всего, широким распространением инъекционной наркозависимости. «В 1990-е годы многие эксперты опасались, что такая скорость распространения ВИЧ будет продолжаться. Но где-то в 2002-2003 году мы заметили, что вирус стал распространяться медленнее в России по разным причинам. Самое главное объяснение заключалось в том, что ВИЧ, возможно, останется проблемой наркозависимых и не перекинется на население в целом», – считает профессор Твигг.

«Вместе с тем мы все больше видим распространение ВИЧ среди молодых женщин, которые обычно заражаются через своих партнеров, страдающих наркоманией, – продолжает Твигг, – поэтому эксперты расходятся во мнениях о том, сможет ли вирус широко распространиться в обществе или все же останется «концентрированной эпидемией» среди одного процента россиян». По последним данным ООН, из 1,8 миллиона наркозависимых россиян около 37 процентов заражены ВИЧ.

Сегодня один из главных для России вопросов – является ли угрозой для населения распространение ВИЧ (наряду с наркоманией) через сексуальные контакты? В некоторых странах Африки, где ВИЧ/СПИД буквально разлагает общества, вирус распространялся именно половым путем. Если в России существует такая же тенденция, когда один человек не предохраняется от заражения, имея половые отношения с несколькими партнерами, то ВИЧ/СПИД может стать более серьезной проблемой для россиян. Из данных ООН сегодня известно, что около 30 процентов работников платного секса в России использовали инъекционные наркотики.

Однако другого мнения придерживается Мюррей Фешбах, старший научный сотрудник Международного центра Вудро Вильсона. По словам Фешбаха, количество ВИЧ-инфицированных в России гораздо больше, чем свидетельствует официальная статистика. «Многие не обращаются за помощью в соответствующие инстанции по разным причинам – от боязни быть осужденными и нежелания признавать проблему до простого незнания как и что делать», – рассказывает эксперт. Ежегодно количество ВИЧ-инфицированных растет на 10 процентов. Если еще несколько лет назад количество зараженных увеличивалось на 37-39 тысяч в год, то сегодня эта цифра составляет более 55 тысяч в год. По мнению профессора Фешбаха, всего в России более миллиона людей живут с вирусом ВИЧ.


Общество выступает против ВИЧ

В опыте борьбы с ВИЧ/СПИД в России и США много сходства, считает профессор Твигг. «В России эпидемия ВИЧ вспыхнула в 1990-х годах, тогда как в США – в 1970-х. Но в обеих странах ВИЧ распространился среди изолированных от общества групп: в США среди мужчин – гомосексуалистов, а в России среди инъекционных наркопотребителей, – отмечает профессор Твигг. – В обеих странах власти предпочли закрыть глаза на проблему ВИЧ. В России никто не хотел поднимать вопрос наркомании в 1990-х годах, и в США, конечно же, во время правления президента Рональда Рейгана вопрос гомосексуализма избегали, поэтому люди с ВИЧ были просто предоставлены самим себе».

Как и во многих других странах, неправительственные организации (НПО) стали первыми бить тревогу и призывать власти обратить внимание на проблему ВИЧ/СПИД в США и России. «В США мобилизация усилий в борьбе против эпидемии была именно среди гомосексуалистов, зараженных ВИЧ, которые заставили администрацию Рейгана обратить внимание на их проблему», – отмечает Твигг. Эти движения задействовали огромные политические ресурсы и СМИ. В долгосрочной перспективе движения гомосексуалистов в США также стремились бороться с общественным клеймом, наложенным на секс-меньшинства.

«Поскольку у людей страдающих наркозависимостью меньше возможностей мобилизации, в России прежде всего ряд НПО обратили внимания на проблему ВИЧ/СПИД в стране», – говорит Джудит Твигг. Местные НПО оказали огромное давление на правительство РФ, и их главным успехом стала заявка, направленная в Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулёзом и малярией.

«Обычно Фонд принимает заявку от правительств, но Россия стала исключением. Заявка была направлена группой из пяти НПО», – рассказывает Твигг. Начиная с 2006 года, бывший президент РФ Владимир Путин начал открыто говорить о проблеме ВИЧ/СПИД, и государственное финансирование борьбы с эпидемией было увеличено в 20-30 раз. Одними из первых таких НПО были «СПИД инфосвязь», основанная в Москве организация PSI и «Институт открытого здоровья». «Важно отметить, что все эти организации были основаны местными профессионалами», – подчеркивает эксперт.

Средний возраст людей, живущих с ВИЧ – самая большая разница между США и Россией, отмечает профессор Фешбах: «Если в США большинство из них старше 30 лет, то в России 80 процентам ВИЧ-инфицированных от 15 до 29 лет. В основном это городские парни (60-65 процентов), испытывающие пристрастие к инъекционным наркотикам или использующие платный секс. В сельских же местностях более серьезной проблемой является алкоголь. Из-за того, что наркомания является основным источником распространения эпидемии, сегодня большой ошибкой российского правительства остается отказ от использования синтетического лекарственного препарата метадон в борьбе с зависимостью от героина». Позицию государства поддерживают православная церковь и некоторые общественные организации.


СПИД не спит

Наряду с ВИЧ/СПИД в российском здравоохранении существует много других серьезных проблем. «Например, сердечнососудистые заболевания, алкоголизм, дорожные аварии, которые истребляют взрослое мужское население», – отмечает Твигг. По словам Фешбаха, в России только 30 процентов всех младенцев рождаются здоровыми, тогда как 80 процентов женщин репродуктивного возраста имеют проблемы со здоровьем, а у 16-летнего юноши «есть только 50-процентный шанс дожить до 60 лет».

Проблема СПИД в России усугубляется сопутствующими инфекциями, в частности, повышенной восприимчивостью к туберкулезу людей, живущих с ВИЧ. «Каждый год мы видим 110-118 тысяч новых случаев туберкулеза в России. Из тех, кто умер от СПИДа, более двух третей были заражены туберкулезом», – отмечает Фешбах. По его мнению, случаи ВИЧ, туберкулеза и гепатита резко вырастут в России в ближайшие 2-3 года из-за нехватки антиретровирусной терапии.

«Нужно меньше подвергать остракизму людей, живущих с ВИЧ, и обеспечить доступ к антиретровирусным препаратам по всей стране», – считает Мюррей Фешбах. «Правительству РФ также очень важно уделять больше внимания предотвращению распространения ВИЧ», – подчеркивает Джудит Твигг.

XS
SM
MD
LG