Линки доступности

Пакту Молотова – Риббентропа – 70 лет


Семинар в Фонде «Наследие» 6 августа 2009 г.
Семинар в Фонде «Наследие» 6 августа 2009 г.

В вашингтонском Фонде «Наследие» состоялось обсуждение приближающейся 70-ой годовщины пакта Молотова – Риббентропа

6 августа в вашингтонском офисе Фонда «Наследие» состоялся семинар с участием американских и европейских экспертов на тему: «70-летие сговора Сталина и Гитлера по разделу Европы: Последствия пакта Молотова – Риббентропа для современного мира». В дискуссии приняли участие председатель комитета по иностранным делам парламента Эстонии Свен Миксер, доктор политологии, профессор Университета Мэриленда Майкл Шпорер, и Крис Соша, старший советник по внешней политике сенатора-республиканца Джима ДеМинта.

Среди проблем, затронутых в выступлениях экспертов, были такие все еще актуальные вопросы, как: «Имеют ли право великие державы решать свои проблемы за счет малых соседей? Какова должна быть роль международных организаций – НАТО, ЕС и ООН в том, чтобы подобные сделки оказались невозможными?»

Открывший дискуссию авторитетный американский историк и политолог, научный сотрудник Фонда «Наследие» Ли Эдвардс подчеркнул:

«23 августа 1939 года министрами иностранных дел России – Молотовым, и Германии – Риббентропом был подписан один из самых циничных в современной истории договоров. Названный пактом о ненападении, на деле этот документ стал сговором об агрессии против соседних независимых государств. В соответствии с секретным дополнительным протоколом, Центральная и Восточная Европа оказалась разделенной на сферы влиянии между двумя тоталитарными государствами. Через неделю после его подписания нацистская Германия вторглась в Польшу, что привело к началу Второй мировой войны, а вскоре Советский Союз захватил Эстонию, Латвию и Литву, которые оставались под советской оккупацией более полувека».

Далее американский эксперт отметил, что после обретения независимости балтийские государства и другие страны региона приложили огромные усилия, чтобы укрепить свою безопасность и не допустить повторения подобного сценария. Однако постепенно, на смену эйфории, охватившей регион в период после падения Берлинской стены, начала приходить тревога, что еще рано считать дипломатию в стиле пресловутой «realpolitic» достоянием истории.
Выступивший затем Свен Мискер, занимавший до избрания в парламент пост министра обороны Эстонии, напомнил о той важной роли, которую продолжает играть в жизни стран региона память об исторических событиях. В то время как информация о преступлениях нацистов давно является достоянием гласности, правда о действиях сталинского режима в Эстонии, Латвии и Литве все еще выясняется с трудом. Даже в конце 80-ых и 90-ых годах прошлого столетия Россия неохотно шла на открытие своих архивов, касающихся этого региона, а теперь этот процесс остановился, что ставит под сомнение истинные мотивы Советского Союза при освобождении Европы.

В свете высказывания российского президента Путина, назвавшего распад Советского Союза крупнейшей катастрофой 20-го века, и последних событий в Грузии и Украине, актуальными остаются следующие уроки пакта Молотова – Риббентропа: политика умиротворения агрессора не работает – ни одна страна не имеет права запугивать своих соседей. Свен Миксер напомнил о том, что результатом тогдашнего сговора стала оккупация Литвы, Латвии, Эстонии, нападение на Польшу, и подчеркнул опасность попыток искажения истории.
Отвечая на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки», эстонский парламентарий сказал: «Именно из-за этого пакта Эстония и другие балтийские государства оказались под советской оккупацией на полвека, что стало одной из самых мрачных страниц нашей истории. Для того, чтобы это не повторилось, мы сделали все, что в наших силах, чтобы добиться тесной интеграции в евроатлантические институты».

Специалист по истории Польши, профессор Шпорер особое внимание уделил предпринимаемым сегодня в России попыткам переписать историю. После периода гласности, когда в 90-ые годы мир стал узнавать правду о советской истории, ситуация сегодня меняется в противоположном направлении. Создание в России президентской комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории совпало по времени с инсинуациями в российской печати по поводу того, что вина за развязывание Второй мировой войны должна возлагаться на Польшу. Профессор Шпорер напомнил о последствиях, которые имел сговор Сталина и Гитлера для Польши, и отметил, что события сентября 1939 года стали для Польши своего рода четвертым разделом, принесшим огромные человеческие и материальные страдания её народу.

Тем не менее, профессор Шпорер заявил, что если учитывать всех поляков, сражавшихся как на Востоке, так и на Западе, а также бойцов польского сопротивления, польский воинский контингент стал четвертым по численности среди всех участников антигитлеровской коалиции.

Мифологизация и мистификация истории – это очень серьезная проблема, считает американский политолог. Его особо тревожит, что главным объектом попыток фальсифицировать исторические факты является сегодняшняя европейская молодежь - поколение, для которого самая кровавая в истории человечества война представляется делом далекого прошлого.

Старший советник заместителя председателя комиссии по иностранным делам Сената США Крис Соша выразил озабоченность в связи с тем, что Россия воспринимает объявленную нынешней администрацией США политику «перезагрузки» как улицу с односторонним движением, где все шаги навстречу должен делать Вашингтон. По мнению американского эксперта, провозглашенная президентом Обамой в Москве и подтвержденная вице-президентом Байденом в Тбилиси позиция о непризнании каких- либо сфер влияния в регионе, нуждается в подкреплении реальными шагами. Говоря о войне в Грузии, использовании Россией энергоносителей для оказания давления на западных соседей, кибератаке на компьютерные сети Эстонии, Крис Соша отметил, что, по его мнению, Москва пытается средствами 21-века проводить политику 19-го века. Трагические последствия, которые имел для Европы и всего мира сговор тоталитарных держав в августе 1939 г., требуют, по словам советника аппарата Сената, еще раз вспомнить о тех принципах, на которых строилось евроатлантическое партнерство. Это гарантии свободы и независимости, демократии, права на самоопределение и свободный выбор путей развития для всех стран региона.

XS
SM
MD
LG