Линки доступности

Упрямая память Патрисио Гусмана


Кадр из фильма «Ностальгия по свету»
Кадр из фильма «Ностальгия по свету»

«Ностальгия по свету»: фильм-медитация о прошлом

«Страна, где нет документального кино, напоминает семью, в которой нет фотоальбома». Это высказывание принадлежит чилийскому кинематографисту Патрисио Гусману. Он произнес эту фразу на недавней церемонии в Лос-Анджелесе, где ему вручили главную награду Международной ассоциации документального кино за фильм «Ностальгия по свету» (Nostalgia de la Luz). Ранее фильм 70-летнего мастера получил награду как лучший европейский документальный фильм 2010 года и демонстрировался на десятках международных кинофестивалей.

«Ностальгию по свету» Гусман, живущий много лет во Франции, посвятил своему бывшему оператору, убитому в годы диктатуры Пиночета. Мировую известность режиссеру принесли фильмы, обличающие хунту, в том числе «Битва за Чили» (1977-1980) и «Дело Пиночета» (2001).

Новая лента приглашает зрителя в экзотическое путешествие в самое засушливое место на Земле – чилийскую пустыню Атакама, лежащую на уровне 3 тысячи километров между Тихим океаном на западе и Андами на востоке. Это место облюбовали астрономы со всего света, поскольку в силу климатических и географических особенностей оно считается идеальным для наблюдения за небесными светилами. Здесь действует международная обсерватория, где установлены новейшие телескопы.

«Источником вдохновения для меня стала астрономия, – отметил Патрисио Гусман, ответивший по электронной почте на вопросы «Голоса Америки». – В Чили находятся самые важные в мире телескопы. Это и разожгло мое любопытство».

Внимание автора фильма обращено не только в небо, но и на землю. Климатические условия оказались идеальными для сохранности в пустынном грунте человеческих останков разных эпох. Археологи нашли здесь древние мумии доколумбовой Америки и останки шахтеров и золотоискателей 19-го века. Сюда же привозили трупы политических заключенных, «исчезнувших» в годы военной хунты, свергнувшей правительство Альенде в сентябре 1973 года. Гусман перемежает кадры, в которых астрономы наблюдают за звездами и рассуждают о тайнах Вселенной, с эпизодами, где несчастные пожилые женщины ищут в каменистой почве пустыни останки своих мужей и сыновей, пропавших без вести в годы террора.

«Я использую метафоры, и главной является сама пустыня Атакама, – подчеркнул Гусман. – Можно сказать, что метафоры содержатся в самой земле пустыни. В руслах песчаных рек, в горах, в их истории. Пустыня – это географическое пространство, где можно наблюдать частично прошлое страны Чили и частично прошлое Галактики. Кости жертв Пиночета, женщины, ищущие эти кости, заброшенные шахты 19-го века, древние мумии, археологи, геологи, большие телескопы и астрономы... Все они ищут и анализируют прошлое. Прошлое объединяет их всех».

Патрисио Гусман родился в Сантьяго. Уже юношей увлекся документальным кино под влиянием фильмов Криса Маркера, Фредерика Россифа и Луи Малля. Изучал кино в Католическом университете Чили и Киношколе в Мадриде. Снимал короткометражки. Фильм «Первый год» (1971) был посвящен первым 12 месяцам правления Сальвадора Альенде. В день путча 1973 года Гусман в числе других был арестован и провел 15 дней в заключении на национальном стадионе в числе тысяч других задержанных. Ему удалось выбраться в Европу, куда он вывез уникальные киноматериалы. На Кубе он смог закончить работу над «Битвой за Чили», ставшей мировой сенсацией. В настоящее время является главой Международного кинофестиваля документалистики (FIDOCS) в Сантьяго, который он основал в 1997 году.

«С самого начала единственным человеком, проявившим искренний интерес к проекту “Ностальгия по свету”, была моя жена Рената Сачсе, – сообщил «Голосу Америки» Патрисио Гусман. – 16 видных европейских телеканалов отвергли проект, и ей пришлось самой взяться за производство. Мы потеряли много времени в поисках финансирования. Но получили взамен нечто очень важное – свободу самовыражения. Без нее авторского документального кино не существует».

«Когда снимаешь документальное кино, ты отправляешься в путешествие, в долгую экспедицию, – продолжал он. – Ты не знаешь, куда придешь. Импровизация – наиболее восхитительное свойство документального жанра. Я писал воображаемый сценарий на протяжении пяти лет. Но я ни разу им не воспользовался в ходе съемок».

«Медитацией на темы астрономии, археологии и прав человека» назвал фильм Гусмана в своей рецензии в газете The New York Times обозреватель Ларри Ротер.

«Да, в основу фильма положены сугубо индивидуальные ощущения, – подчеркнул Гусман. – Я пытаюсь завладеть вниманием зрителя и ввести его в круг проблем нашей бесконечной Вселенной. Я задаю неизбежные вечные вопросы. Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Существует ли настоящее?»

В феврале прошлого года ретроспективу фильмов чилийского мастера под названием «История, память, кино» организовал киноархив Гарвардского университета. Вслед за тем в апреле ретроспективу «Упрямая память: документальные фильмы Патрисио Гусмана» показала синематека Бруклинской академии музыки (BAM). Директор синематеки Флоренс Алмозини назвала «Ностальгию по свету» «шедевром мировой документалистики».

XS
SM
MD
LG