Линки доступности

Годовщина августовской войны 2008-го: Украина, страны Балтии и Польша поддерживают территориальную целостность Грузии


Круглый стол с участием делегаций Польши, Литвы, Латвии и Украины. 7 августа 2018, Тбилиси, Грузия
Круглый стол с участием делегаций Польши, Литвы, Латвии и Украины. 7 августа 2018, Тбилиси, Грузия

Украина призывает Россию выполнить свои обязательства по Соглашению о прекращении огня от 12 августа 2008 года, вывести военные подразделения с оккупированных территорий Грузии – Абхазии и Цхинвальского региона – осуществить другие меры по демилитаризации и деоккупации этих территорий.

Об этом говорится 7 августа в заявлении МИДа Украины по случаю десятой годовщины вооруженной агрессии России против Грузии. «Российская Федерация несет полную ответственность за сложную гуманитарную ситуацию на оккупированных территориях и должна незамедлительно обеспечить беспрепятственный доступ к ним международных гуманитарных и правозащитных организаций.

Украина обращается к посредникам Женевских международных дискуссий – ЕС, ОБСЕ, ООН и США и всему международному сообществу продолжать прилагать усилия, направленные на урегулирование российско-грузинского конфликта», – отмечается в заявлении.

В совместном заявлении Украина, Польша, Литва и Латвия по случаю десятой годовщины военного вторжения России на территорию Грузии выразили «неизменную поддержку суверенитета, независимости и территориальной целостности Грузии в пределах ее международно признанных границ».

«Спустя десять лет после российской военной агрессии против Грузии Россия по-прежнему не выполнила свои обязательства перед Грузией, как это было согласовано в Соглашении о прекращении огня от 12 августа 2008 года. Следовательно, грузинские регионы Абхазия и Цхинвал / Южная Осетия по-прежнему де-факто оккупированы Россией, и ползучая аннексия этих регионов продолжается. Строятся заграждения, обозначающие так называемую «границу», которые препятствуют передвижению грузинского народа внутри своей страны», – отмечается в четырехстороннем совместном заявлении, которое было выпущено 7 августа 2018 года.

Вместе с тем, отмечается на сайте внешнеполитического ведомства Украины, подписавшие этот документа стороны « с удовлетворением отмечают, что реформы, связанные с евроинтеграцией, укрепили позицию Грузии в качестве стратегического партнера Евросоюза в регионе», а процесс «евроинтеграции продолжает укреплять грузинские демократические институты, экономику и гражданское общество».

«Мы подтверждаем нашу готовность к тесному сотрудничеству с правительством Грузии в целях дальнейшего продвижения двусторонней повестки дня и целей "Евросоюз – Грузия"», – говорится в заявлении.

Агрессия России против Грузии и международная реакция

На странице в Фейсбуке посольства Соединенных Штатов в Киеве отмечается, что территории Грузии все еще оккупированы Россией. «Мы продолжаем призывать Россию соблюдать свои обязательства в соответствии с соглашением 2008 года, и отвести свои силы на довоенные позиции», – подчеркивается в сообщении посольства США.

Украинская служба «Польского радио» сообщает, что дипломаты Польши, стран Балтии и Украины посетят Грузию в десятую годовщину российской агрессии. «Визит «напоминает о визите поддержки, организованный 12 августа 2008 президентом Польши Лехом Качиньским. В этом визите приняли участие президенты Эстонии, Литвы, Украины и премьер Латвии. Это отважное решение было принято тогда, когда в столицу Грузии Тбилиси приближались русские танки», – говорится в информации польского внешнеполитического ведомства, которое цитирует «Польское радио».

Войны, разные по сути

По мнению украинского политолога Александра Харебина, война России с Грузией и война России с Украиной при своей видимой схожести абсолютно разные по сути.

«Хотя обе войны проходили и проходят под лозунгом «защиты прав русскоязычного населения», это несопоставимые войны. Война с Грузией – это была тактическая война, которой Россия в свое время хотела показать кто «в доме» – в странах бывшего Советского Союза – хозяин. Потеря влияния на Грузию для РФ несла и несет умеренные геополитические риски, потеря же Украины закладывает предпосылки для цивилизационного потрясения, которое может закончиться распадом России», – говорит Александр Харебин корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Политолог считает, что войну Кремля с Украиной можно также называть «фактической войной за историю», за историческое наследие и право называться России – Русью".

Потеря Украины для Москвы — это потеря корней и исторического наследия, на котором строится миф о «русском мире». Грузия, как новая часть западного мира, и Украина, которая способна вернуться в лоно западного мира, частью которого она была столетия назад, вызывает неоднозначную реакцию и разную вовлеченность не только у российского истеблишмента, но и у западных политиков», – подчеркивает Александр Харебин.

Грузия, Украина, евроатлантический вектор развития

Заместитель директора Агентства моделирования ситуаций, политолог Алексей Голобуцкий, говоря о развитии евроатлантического вектора грузинской политики, отмечает отсутствие в Грузии пророссийской политики.

«Главная проблема в том, что в Грузии никогда не было мощной пророссийской политики. Все политики, которые за последние десять лет занимали пророссийскую позицию, просто превращались в маргиналов.

В грузинском обществе есть консенсус по поводу будущего страны – грузины сами решили, чего они хотят в НАТО и в Евросоюзе

А в Украине до сих пор этот вопрос не решен. У нас отобрали часть территории, на которой были пророссийские настроения, но все равно оставшиеся 30-40% населения негативно относятся к евроинтеграции Украины», – говорит Алексей Голобуцкий корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Вместе с тем, он считает некорректной попытку сравнить украинскую и грузинскую динамики развития евроинтеграционных и евроатлантических процессов. «Комплекс проблем, с которым сталкивается Украина в разы больше, чем в Грузии. Не нужно забывать, что проблемы маленькой страны проще решать, чем проблемы огромной страны. И отношение в Грузии к войне с Россией несколько другие. Ситуация, например, с Абхазией – это проблема, которая была решена двадцать лет назад. Абхазия и Южная Осетия – оторванные части от Грузии, но нельзя сравнить ситуацию с Украиной…», – отмечает Алексей Голобуцкий.

Он считает, что украинские реалии отличаются от ситуации в Грузии, которая демонстрирует качественные показатели в борьбе с коррупцией, евроатлантические приоритеты.

«Наших политиков последние 27 лет устраивает отсутствие единения общества, хотя сейчас появились какие-то ростки. В Грузии такой проблемы не было – была проблема в бедности и неперспективности страны, с основными показателями в сельском хозяйстве и туризме. Но Грузия выбрала один единственный вариант – быть модернизированной страной, а в Украине политическую элиту до сих пор все устраивало – борьба друг с другом, по принципу – разделяй и властвуй», – отмечает Алексей Голобуцкий.

По мнению эксперта, Украина может побороть коррупцию, бедность, создать условия для экономического роста лишь в том случае, когда общество и власть примет одно решение – достичь победы евроатлантического вектора развития страны.

Десять лет спустя: позиция Грузии и России

Президент Грузии Георгий Маргвелашвили 6 августа на встрече в Тбилиси с главами МИД Польши, Литвы и Латвии Яцеком Чапутовичем, Линасом Линкявичюсом и Эдгаром Ринкевичем, а также вице-премьером Украины Павлом Розенко заявил, что именно Россия виновна в отделении от Грузии Абхазии и Южной Осетии.

По его словам, в 1991-1992 годах «Россия при помощи гибридной войны отделила от центральной власти Грузии два ее региона», сообщает телеканал «Настоящее Время».

"Мы не должны бояться называть вещи своими именами: то, что делала и делает Россия против суверенного государства, – это война между Россией и Грузией.

Это агрессия, это оккупация и это попрание всех международных норм», – заявил президент Грузии Георгий Маргвелашвили.

В интервью газете «Коммерсант» премьер-министр России Дмитрий Медведев, говоря о войне 2008 года, отметил, что «никакой неизбежности не было» для ее начала. «Нет, никакой неизбежности не было. И мои оценки остаются прежними: если бы не безответственное, аморальное, преступное поведение Саакашвили и его приспешников, никакой войны бы не было. Да, там в тот период была высокая степень напряженности», – отметил Дмитрий Медведев.

Дмитрий Медведев, который в 2008 году возглавлял Россию и был верховным главнокомандующим Вооруженными силами России, отметил, что «в 2008 году правительство Грузии во главе с президентом дало зеленый свет агрессии, и произошло то, что произошло». «Это не было неизбежно. Это, безусловно, являлось субъективным выбором Саакашвили и его окружения», – сказал Дмитрий Медведев в интервью «Коммерсанту» 7 августа. Сам бывший президент Грузии Михаил Саакашвили в интервью телеканалу «Настоящее Время» сказал 6 августа, что «только полные идиоты и полные дебилы могут говорить, что Грузия начала [войну]».

Комментарий российских экспертов

Интервью российского премьера появились через несколько недель после того, как президент России Владимир Путин предостерег НАТО от установления более тесных связей с Украиной и Грузией, отметив, что такая политика является безответственной и приведет к неким последствиям для альянса.

Независимый военный обозреватель Александр Гольц считает, что вся политика России – и не только в случае с Грузией – сводится к постоянным угрозам войной. Политолог напомнил, как при аннексии Крыма Владимир Путин говорил о том, что подумывал о приведении ядерных сил страны в состояние повышенной боеготовности.

«Собственно, это тот единственный аргумент, который Москва может использовать на постоянной основе, – констатировал он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Что за этим кроется в реальности, мы не знаем".

В том-то и особенность кремлевской теории сдерживания, что проверить, насколько она безумная, на практике, по счастью, невозможно

Вместе с тем Александр Гольц склонен думать, что в Кремле сознательно "разыгрывают безумие", намекая на то, что способны устроить грандиозный конфликт из-за Грузии: «Скорее всего, этого, конечно, не случится. Но в том-то и хитрость этой теории, повторяю, что проверить это можно только один раз – первый и последний».

По мнению аналитика, Грузия лишилась значительной части своей территории в результате того, что заявила о своем намерении вступить в НАТО.

На его взгляд, вся история конфликта начинается с Бухарестского саммита Североатлантического альянса, где Киев и Тбилиси «привели Путина в бешенство» своим стремлением получить специальное приглашение – индивидуальный план действий для вступления в альянс: «Вот это как раз развернуло основный маховик событий. Именно после этого Москва начала распространять российские паспорта в Южной Осетии и Абхазии, а отставные российские генералы стали занимать должности в министерстве обороны Южной Осетии. Дело явно пошло к войне».

Так что законное желание Грузии присоединиться к евроатлантическому сообществу и стало главной движущей силой этой войны, резюмировал Александр Гольц.

Политолог Дмитрий Орешкин, напротив, уверен, что за угрозой Дмитрия Медведева ничего нет. По его словам, премьер вообще занимается не своим делом, и «пугать должен Путин». «В действительности, у России нет ресурсов всерьез ответить на «вызов» Тбилиси, – утверждает он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – Руки коротковаты. Характерно, что Медведев занимается не свойственными ему функциями, выступая в роли “стращателя” …»

Кроме того, политолог убежден, что рано или поздно Грузия вступит в НАТО. «То же самое сделают и все постсоветские государства – просто потому, что они понимают, что Россия под управлением Владимира Путина свои юридические обязательства не соблюдает и соблюдать не собирается. Соответственно, у них никакой другой формы защиты, кроме как вступление в НАТО, элементарно – нет. И если уж Швеция и Финляндия подумывают о вступлении в Североатлантический альянс, то что тут говорить о других», – заключил он. Эксперты также сошлись во мнении, что Москва сама своими агрессивными действиями подталкивает соседние страны к вступлению в НАТО.

XS
SM
MD
LG