Линки доступности

Лавров назвал условия для отмены запретов в отношении Грузии


Акция протеста в Тбилиси. 20 июня 2019.
Акция протеста в Тбилиси. 20 июня 2019.

Тбилиси заявляет о важности сохранения экономических связей с РФ

Россия «хочет дружить и сотрудничать» с Грузией, однако некоторые «радикально настроенные» грузинские политики, разжигая «русофобские настроения», пытаются «поссорить наши народы». Так считает глава российского МИДа Сергей Лавров.

«Такие деятели вряд ли задумываются об ущербе, который они наносят своими действиями собственной стране, благосостоянию своего народа, которое в немалой степени зависит от качества экономических и гуманитарных связей с Россией... Ожидаем от руководства Грузии скорейшего осознания ущербности и опасности дальнейшего раскручивания антироссийской истерии», – заявил Лавров в интервью российским СМИ 17 июля.

Напомним, российские власти начали говорить о «русофобии» в Грузии после событий 20 июня. В этот день в Тбилиси прошла спонтанная демонстрация протеста против депутата Госдумы Сергея Гаврилова, который председательствовал на проходившей в здании грузинского парламента сессии Межпарламентской Ассамблеи православия (IAO). Конференция была прервана, а российская делегация в тот же вечер покинула страну. Одновременно 21 июня президент РФ Владимир Путин издал указ о приостановлении воздушного сообщения между странами, а 24 июня Роспотребнадзор заявил о внезапно обнаруженном ухудшении качества грузинской алкогольной продукции. Несколькими днями спустя грузинский журналист Георгий Габуния 7 июля в своей авторской программе в прямом эфире на русском языке выругал президента РФ Владимира Путина употребляя нецензурную лексику. Монолог Габунии осудили грузинский президент, премьер, спикер, генеральный секретарь правящей партии и МИД страны, а также грузинская оппозиция и Хартия журналистской этики. Дирекция «Рустави-2» извинилась за «форму выражения мнения» журналиста и отстранила его на два месяца от работы.

Глава российского МИДа тогда положительно оценил реакцию грузинских властей за то, что они «нашли в себе силы осудить позорную выходку одного из местных телеканалов с оскорблениями в адрес президента России, что вызвало возмущение в самом грузинском обществе».

Хотя Госдума РФ после скандального монолога Габунии предложила ввести экономические санкции в отношении Грузии, однако президент России Владимир Путин отклонил данное предложение.

В свою очередь, 17 июля Сергей Лавров пообещал пересмотр введенных недавно запретов в отношение Грузии, если грузинское руководство сумеет «стабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране и устранить существующие угрозы для безопасности россиян».

«В случае, если это произойдет, будут созданы необходимые условия для рассмотрения возможности отмены принятых Россией мер предосторожности, включая запрет на авиаперевозки в Грузию. Мы хотим дружить и сотрудничать на благо граждан России и Грузии», – сказал российский министр иностранных дел.

Оценки в Тбилиси

МИД Грузии в ответ на слова министра иностранных дел России заявил, что в Грузии обеспечена безопасность граждан и туристов всех государств, включая Россию, что подтверждается различными международными рейтингами. Как напомнил 17 июля в своем комментарии представитель МИДа Грузии Владимир Константиниди, отношения между Тбилиси и Москвой зашли в тупик в 2008 году после оккупации грузинских территорий Россией, и что для урегулирования этой проблемы необходимо, чтобы Россия, подписавшая соглашение о прекращении огня, выполнила взятые на себя международные обязательства, а также сделала шаги по деоккупации Абхазии и Цхинвальского региона.

«При этом, важно сохранить и определенный прогресс достигнутый по торгово-экономическому и гуманитарному направлениям. Для этого необходима деэскалация существующего напряжения», – заявил представитель грузинского МИДа.

В свою очередь, Бидзина Иванишвили, председатель имеющей большинство в парламенте партии «Грузинская мечта», которого оппоненты называют де факто правителем страны, заявил о важности сохранения экономических связей с Россией, несмотря на оккупацию.

«Те, кто указывают нам на то, что, дескать, зачем нам российский рынок, вот –у нас же есть рынки Украины и Европы, они невежды и неучи... Наша продукция уже известна в России, и у неё есть потребитель... Сторонники закрытия российского рынка и прекращения торговли с Россией являются врагами государства», – считает Бидзина Иванишвили.

Оценки оппозиции

В то же время, комментируя заявления Лаврова, грузинская оппозиция утверждает, что желания главы российского МИДа и правящей Грузией партии, совпадают. В частности как заявили в «Европейской Грузии», это якобы касается «обоюдного стремления» погасить в стране протестную волну, направленную против российской оккупации, а также «приковать Грузию к российскому рынку», вместо того чтобы направить ресурсы на более надежный европейский рынок.

Одновременно экс-президент Михаил Саакашвил, чью грузинскую партию Иванишвили винит в попытке дестабилизировать ситуацию и осложнить отношения с Москвой, заявил, что председатель правящей партии «оправдывает политику заигрывания» с Россией и тем самым подрывает государственность Грузии. Вместе с тем, экс-президент Грузии утверждает, что правящая сила теряет популярность, и что его партия сумеет «победить режим Иванишвили» мирным путем.

Мнение экспертов

Политолог Александр Микиашвили отметил в интервью с «Голосом Америки», что Сергей Лавров повторил в своем сегодняшнем заявлении то, что ранее неоднократно заявлял как он сам, так и другие представители российской власти. В частности, эксперт интерпретирует послание российского министра как «метод шантажа».

«Так как нынешнее российское руководство одержимо тем, чтобы загнать бывшие страны СССР в зону своего влияния, Кремль будет всегда прибегать к шантажу. Соответственно, если Грузия не хочет оказаться в одной команде с недемократическими, коррупционными режимами, она не должна была допустить роста зависимости от российского рынка», – считает Микиашвили.

При этом эксперт Георгий Шавшишвили обратил внимание на слова Лаврова о том, что в Москве ожидают от руководства Грузии «скорейшего осознания ущербности и опасности дальнейшего раскручивания антироссийской истерии». Политолог интерпретирует эти слова как послание России «приструнить» антиоккупационное движение в Грузии, активисты которого преимущественно являются сторонниками прозападных партий.

«В России все же до конца не верят в то, что в Грузии демократия и что власти реально не являются такими же всесильными, как в России, что им нехотя, но приходится учитывать мнение неправительственного и общественного сектора, а также иногда и оппозиции. Можно спорить насчет того, что во внешней и внутренней политике грузинское руководство делает умышленно и что по ошибке, но то, что в стране мнение оппозиции и общественности имеет вес, не подлежит сомнению», – резюмировал эксперт.

XS
SM
MD
LG