Линки доступности

Россия-Грузия: кто должен сделать первый шаг?


Москва и Тбилиси спорят о восстановлении дипотношений

Москва считает, что восстановление российско-грузинских дипломатических отношений должно произойти по инициативе Тбилиси.

«Не Россия принимала решение об их разрыве в августе 2008 года, не нам, наверное, думать над формальной стороной их восстановления. Но надо сделать все, на что мы способны сейчас, для того чтобы восстановить те добрые традиции, которые всегда существовали между народами Грузии и России», – заявил замглавы МИД РФ Григорий Карасин.

Напомним, Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой в 2008 году в результате российско-грузинской войны. По инициативе новых грузинских властей в 2012 году начался прямой диалог между представителями Грузии и России.

Несмотря на относительное «потепление» в отношениях, что выражается в восстановлении транспортных и экономических связей, Тбилиси неоднократно заявлял, что не сможет восстановить дипотношения, пока Россия не прекратит оккупацию грузинских территорий и не отзовет признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Однако в ответ Москва заявляла, что не изменит принятого в 2008 году решения о признании этих регионов Грузии независимыми государствами.

«Непростые условия, но, как говорят у нас, дорогу осилит идущий, и мы намерены этой дорогой продолжать двигаться вместе», – заявил Карасин накануне журналистам.

«Три условия»

Тем не менее, в комментарии для журналистов глава грузинского МИДа Майя Панджикидзе повторила прежнюю позицию грузинской стороны. Она назвала три условия, которые должна выполнить Россия, чтобы дипломатические отношения между странами были восстановлены.

«Это деоккупация страны, отзыв признания независимости Абхазии и Южной Осетии и выполнение соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года», – сказала Панджикидзе 20 июня.

Напомним, спустя шесть лет после оформления президентами России, Грузии и Франции соглашения о прекращении огня, Москва все еще не выполнила несколько пунктов под которыми подписалась. В частности, российские войска не были отозваны на позиции, которые они занимали до начала войны, а также в отколовшиеся регионы не были допущены международные наблюдатели.

По словам Панджикидзе, вопрос восстановления дипотношений с Россией не обсуждается ни в одном из существующих форматов, т.е. международных женевских переговоров и встреч между представителями российского и грузинского правительств.

«Грузия не сможет сделать шаги в направлении восстановления дипломатических отношений до тех пор, пока 20% территории страны оккупированы. Россия установила дипломатические отношения с Абхазией и Южной Осетией и не признает территориальную целостность и суверенитет Грузии», – пояснила министр иностранных дел Грузии.

Аналогичное заявление сделал и специальный представитель премьер-министра Грузии по связям с РФ Зураб Абашидзе. По его словам, восстановление российско-грузинских дипотношений невозможно без прогресса в решении вопроса оккупированных регионов Грузии.

«Если будет прогресс, серьезное продвижение вперед, тогда на определенном этапе этот вопрос (восстановление дипотношений) станет предметом рассмотрения», – отметил Зураб Абашидзе в комментарии для СМИ 20-го июня.

«Демагогическое заявление»

Политолог Рамаз Сакварелидзе считает заявление Карасина «демагогическим», поскольку, по словам политолога, делая подобные заявления, Москва расчитывает на их «внешний эффект», так как заранее знает, что реального результата от них не будет.

Сакварелидзе отметил, что установление дипломатических отношений подразумевает признание суверенитета и территориальной целостности сторон, соответственно, дипотношения между Грузией и Россией, на данном этапе, «невозможны», говорит эксперт, принимая во внимание различные представления Москвы и Тбилиси по поводу государственных границ. В случае России, Сакварелидзе имеет в виду то, что Грузия не признает Крым частью РФ.

В то же время эксперт не исключает, что Россия может реально хотеть восстановления дипотношений с Грузией, так как в определенной степени, говорит Сакварелидзе, статус «агрессивной страны», который после украинских событий закрепился за Россией еще сильнее, не может быть «комфортным» для Москвы. Тем не менее, Сакварелидзе считает, что учитывая то, что Кремль отказывается от любых уступок в вопросе оккупации, попытки со стороны России в данном направлении, обречены на провал.

«Тбилиси не может восстановить дипотношения с Москвой, так как это будет значить, что Грузия принимает и узаконивает российскую оккупацию», – сказал Сакварелидзе в интервью с «Голосом Америки».

«Нереальный разговор»

Ираклий Менагаришвили, ныне директор Центра стратегических исследований, а в прошлом министр иностранных дел Грузии (1995 - 2003) уверен, что в Москве понимают насколько «нереален» разговор с Тбилиси о дипотношениях в условиях отсуствия прогресса в вопросе восстановления территориальной целостности Грузии.

Однако, говорит политолог, несмотря на это, Москва просто еще раз фиксирует свою позицию насчет того, что она не против восстановления дипломатических отношений, однако инициатива должна идти от Тбилиси, что подразумевает признание Грузией потери своих территорий.

Менагаришвили считает, что послание Карасина было адресовано именно Грузии, так как сомневается в том, что Кремль заботится об авторитете России на международной арене.

«После украинских событий и Крыма, к сожалению, для мирового сообщества стало менее актуальным то, что Россия совершила в Грузии, так что вряд ли делая заявление насчет того, что Тбилиси должен сделать шаги для восстановления дипотношений, Москва заботилась о его эффекте на мир», – полагает эксперт.
XS
SM
MD
LG