Линки доступности

Грузия – за диалог с Россией. Но – при сохранении западной ориентации


Майя Панджикидзе
Майя Панджикидзе

Грузинские аналитики о внешнеполитических разногласиях в «Грузинской мечте»

Оккупация грузинских территорий Россией – «серьезная угроза для национальной безопасности Грузии и вызов для безопасности Европы», считает министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе. По словам главы грузинского МИДа, хотя Грузии необходим диалог с Россией, приоритетом для нее остается интеграция в евроатлантические структуры.

«Так называемые замороженные конфликты и попытки восстановить зоны влияния являются огромным вызовом для нашего региона, – заявила Панджикидзе на международной Мюнхенской конференции по политике безопасности, – и мы не должны принижать эти риски; в противном случае – создадим угрозу безопасности на Южном Кавказе».
«Мы не должны допустить этой ошибки», – подчеркнула глава внешнеполитического ведомства Грузии.

Майя Панджикидзе отметила также, что, несмотря на то, что по инициативе Грузии начались прямые переговоры с российской стороной, данный формат не станет альтернативой женевским переговорам по вопросам стабильности и безопасности на Кавказе. (Напомним, что эти переговоры ведутся, начиная с осени 2008 года, с участием ООН, Евросоюза, ОБСЕ, США, Грузии, России, Абхазии и Южной Осетии.)

«Мы не ждем незамедлительного прорыва, – подчеркнула Майя Панджикидзе. – ... Бесспорно, что не будет полного примирения с Россией или восстановления дипломатических отношений, пока части Грузии оккупированы. Однако ослабление напряженности и формирование рабочих отношений являются достижимой целью путем поэтапного, прагматичного подхода».

«Настало время»

Выступая в Мюнхене, глава грузинского МИДа подчеркнула и другое: учитывая проделанную Грузией работу по сближению с Североатлантическим альянсом, «настало время для того, чтобы сделать дальнейший шаг на пути интеграции Грузии в НАТО».

В поддержку стремления Грузии, а также балканских государств, к вступлению в Североатлантический альянс высказался (также в ходе Мюнхенской конференции) и вице-президент США Джо Байден.

«Темп этих усилий по интеграции определяют сами страны (стремящиеся к вступлению в НАТО – Н.Ч.)», – заявил Байден второго февраля. «Но мы, – продолжил он, – разделяем ответственность, чтобы помочь им в достижении своего справедливого места в Европе и Трансатлантическом альянсе».

Вице-президент США вновь подтвердил факт непризнания Соединенными Штатами независимости отделившихся от Грузии регионов, а также неправомерность тезиса о сферах влияния, какое бы государство ни претендовало на их создание.

«США не признают Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств, – подчеркнул вице-президент Соединенных Штатов. – Мы не признаем, что у какого-нибудь государства могут быть сферы влияния. Америка остается при своем мнении, что у суверенных государств есть право самим принимать решения и самим выбирать альянсы».

Напомним, что представители партии президента Грузии Михаила Саакашвили «Единое Национальное Движение» обвиняют новый кабинет Грузии в пророссийских тенденциях, проявляющихся в стремлении пересмотреть курс на интеграцию в евроатлантические структуры. Президент Саакашвили предложил парламенту подготовить проект конституционных поправок, гарантирующий неизменность прозападного курса Грузии. Однако премьер-министр Бидзина Иванишвили заявил в ответ, что «не воспринимает всерьез» инициативы «Единого Национального Движения».

«Две группы»

По мнению руководителя Центра изучения вопросов безопасности и международных отношений Ники Читадзе, судя по высказываниям различных представителей грузинского руководства, можно сделать вывод, что в правящей коалиции «Грузинская Мечта» есть две группы, по-разному понимающие внешнеполитические приоритеты страны. Эксперт, в частности, полагает, что часть руководства поддерживает неизменность внешнеполитического курса страны направленного на интеграцию в евроатлантические структуры.

Правда, продолжает Читадзе, существует, по-видимому, и другая группа, по мнению которой территориальные проблемы страны можно решить, если Грузия «будет придерживаться одинаковой дистанции» как от НАТО, так и от России. Впрочем, по мнению аналитика, на данном этапе снижения темпа европейской интеграции Грузии в европейские структуры не наблюдается. Эксперт полагает, что отчасти это решительным нежеланием российского руководства пересмотреть признание независимости Абхазии и Южной Осетии.

«Конечно, – отмечает Читадзе, – существует опасность, что Россия станет торговать вопросом Абхазии и Цхинвальского региона, обещая рассмотреть признание их независимости в обмен на приостановление курса Грузии, направленного на Запад. И не исключено, что определенные силы в новом грузинском руководстве попадутся на этот крючок. Хотя, по-видимому, пока Россия не собирается менять своей позиции по отношению к оккупированным территориям, так что на данном этапе нет оснований для разговора о реальном сближении с РФ за счет изменения внешнеполитического курса Грузии».

«Вино не будет дешевым»

Тем временем в результате переговоров между представителями Роспотребнадзора и грузинской делегации, состоявшихся в Москве четвертого февраля, стало известно, что запрещенное в России грузинское вино появится на российском рынке, возможно, уже весной. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил, что на данном этапе около шестидесяти грузинских предприятий готовы возобновить поставки вина в Россию, отметив, однако, что с целью предотвращения фальсификации, Россия не будет давать разрешения на поставку виноматериалов.

«Виноматериалы – уточнил Онищенко в беседе с журналистами, – это то, что ввозится в цистернах, а потом здесь разливается».
В свою очередь, глава Национального агентства винa Грузии Леван Давиташвили отметил, что «вино не будет дешевым»: цена за бутылку будет не менее трехсот рублей. По словам Давиташвили, Грузия готова ежегодно поставлять в Россию около десяти миллионов бутылок вина.

Напомним, что Россия ввела эмбарго на грузинские продукты в 2006 году на фоне обострения напряженности в двусторонних отношениях. Правительство Михаила Саакашвили сочло данный запрет политически мотивированным, однако российские власти заявляют, что он был введен из-за «нарушения санитарных норм».

«Два формата переговоров»

По мнению Ники Читадзе, возобновление экспорта грузинского вина на российский рынок отчасти является результатом переговоров между специальным представителем премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией Зурабом Абашидзе и замглавы МИД РФ Григорием Карасиным. Первая встреча в данном формате прошла четырнадцатого декабря минувшего года в Швейцарии, а следующую планируется провести десятого февраля. По словам Читадзе, результаты подтверждают эффективность этих встреч, с точки зрения урегулирования торгово-экономических и культурных связей. Правда, уточняет эксперт, нормализация двусторонних отношений в этих сферах – дело значительно менее трудное, чем проблема восстановления территориальной целостности Грузии, которая обсуждается на женевских переговорах.

«Женевские переговоры, – подчеркивает Ника Читадзе, – очень важны для Грузии, так как на них происходит обсуждение наших территориальных проблем в международном формате. Необходимо не допустить смешения тем этого формата с темами, обсуждаемыми на прямых российско-грузинских переговорах, – поскольку важно, чтобы давление международного сообщества на Россию в связи с оккупацией не прекращалось».
XS
SM
MD
LG