Линки доступности

«Большой двадцатке» придется договориться


Саммит G-20 в Питтсбурге будет третьим по счету за последние 10 месяцев. Однако в отличие от предыдущих, где обсуждалась стратегия выхода из глобального финансового и экономического кризиса, ожидается, что нынешний форум лидеров «Большой двадцатки» будет посвящен стратегии грядущего развития мировой экономики.

Участники дискуссии, состоявшейся 18 сентября в Совете по международной политике в Вашингтоне, были едины во мнении, что в этот раз президенту Обаме придется намного труднее убедить своих коллег принять предложения США по широкому кругу вопросов: от денежно-кредитной политики до регулирования финансовой системы.

«Удастся ли ведущим экономикам мира договориться в Питтсбурге о том, кто за что отвечает, и кто что будет делать для стимулирования глобального экономического развития? Думаю, что нет, – говорит Эдвин Труман, старший научный сотрудник Института международной экономики имени Петерсона. – Будет ли достигнут широкий консенсус относительно того, что необходимо для этого сделать? Полагаю, что да».

По его мнению, почти наверняка камнем преткновения станет вопрос регулирования банков и финансовой компенсации их руководства.

«Банки глобальны, пока они живы, и национальны, когда умирают», – напомнил известную аксиому Дэвид Вессел, экономический редактор Wall Street Journal. В принятии стратегических решений, касающихся деятельности финансовых структур, всегда возникают непредвиденные последствия. Это хорошо известно всем участникам «Большой двадцатки» и не может их не беспокоить.

Страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и другие развивающиеся экономики с подозрением относятся к финансовой и экономической политике США, считая, что именно это породило глобальный экономический кризис. Сейчас все чаще звучат призывы к глобальной координации действий, отмечает Чарльз Даллара, директор Института мировых финансов: «Однако здесь мы наблюдаем определенную степень фрагментации, поскольку страны говорят: «Мы больше не можем себе позволить волноваться о соседях. Нам надо позаботиться о благополучии собственной экономики». Они чувствуют себя так, как будто им был нанесен неожиданный удар».

«К сожалению, три года назад между крупнейшими экономиками мира было больше консенсуса, чем сейчас, – считает Эдвин Труман, – особенно, что касается регулирования финансовых рынков. Теперь же из-за влияния политических факторов развитие этого процесса идет в неверном направлении. Взять, к примеру, международную финансовую отчетность, в которой я хорошо разбираюсь. Общие стандарты такой отчетности были раздавлены прессом несовпадающих политических интересов».

Эдвин Труман подчеркивает, что на самом деле, на форумах такого уровня как саммит G-20 мало что происходит, заметное «невооруженным глазом». Серьезные договоренности в сфере макроэкономики, оздоровления финансовой системы и т.д. вырабатываются закулисно, на уровне министерских встреч, предшествующих саммиту.

По словам Дэвида Вессела, практика показала, что для успешной реализации принятых решений необходимо взаимопонимание между США, Европой и странами БРИК.

Пока же, к сожалению, ежедневно одна из стран G-20 нарушает правила, установленные международными финансово-экономическими и торговыми организациями, с тревогой отмечает сопредседатель Совета по международным отношениям Карла Хиллз, ссылаясь на данные недавнего отчета МВФ.

Сейчас наблюдаются признаки того, что страны пытаются координировать свои действия, считает Дэвид Вессел. Как и при любых переговорах, могут быть успехи и могут быть неудачи. Никто не дает никаких гарантий. Однако, как бы там ни было, у «Большой двадцатки» нет альтернативы поступательному развитию мировой экономической системы.

XS
SM
MD
LG