В наследство от царского и советского прошлого городу Москве досталось множество зданий и сооружений, утративших свое назначение. В основной своей массе это – старые заводы, фабрики и гаражи. После распада Советского Союза многие столичные мануфактуры, по инерции просуществовав несколько лет, пришли к окончательному упадку и превратились в заброшенные, забытые зоны.
В 90-е годы основным вектором новостроек Москвы являлся стиль «Лужковских башенок», что заставило москвичей задуматься о переустройстве уже имеющихся зданий. В результате последнее десятилетие ознаменовалось для Москвы переосмыслением урбанистических пространств.
Этот период совпал с другим социальным явлением «новой» России – на родину стали возвращаться представители так называемой «золотой молодежи» – дети богатых родителей, обучавшиеся на Западе. Новое поколение молодых людей, которые выросли в достатке и получили качественное образование, начало импортировать в Москву идеи западного уклада жизни. Одной из таких идей является переустройство заброшенных индустриальных центров в так называемые Креативные кластеры – вольные поселения художников, дизайнеров и музыкантов на компактной территории. Заброшенный завод в центре города оказался идеальной площадкой для работы представителей творческих профессий, так как для них высокие потолки и возможность работать круглые сутки подчас важнее бытового комфорта.
На Западе подобные кластеры всячески поощряются и поддерживаются государством, в России же они возникают стихийно, существенной поддержки на муниципальном или государственном уровне пока не получают и зачастую существуют благодаря частным инвестициям.
В 2007 году на территории старинного пивоваренного завода «Московская Бавария» открылся центр современного искусства «Винзавод». Общая площадь «Винзавода» составляет примерно 20 тысяч квадратных метров и включает в себя галереи современного искусства, «концепт-сторы» дизайнерской одежды, кафе, школу стилистов, творческие мастерские и другие пространства, близкие по духу к современному искусству.
«Винзавод» является одним из первых в Москве творческих центров, напоминающим арт-индустриальные зоны в Европе и Соединенных Штатах, – делится впечатлениями о работе Анна, ассистент одной из галерей на «Винзаводе». – Присутствующая здесь дружественная и творческая атмосфера позволяет нам осуществлять совместные проекты с соседями или самим «Винзаводом».
После того как кондитерское производство фабрики «Красный октябрь» было переведено на территорию концерна «Бабаевский», на острове Балчуг освободилось много пригодных для аренды площадей. Зону «Красного октября» осваивают более разноликие арендаторы, но и их объединяют схожие «жизненные ценности». «Остров Балчуг – это своего рода кусочек Нью-Йоркского богемного Сохо в Москве – здесь открыты арт-рестораны, институт дизайна, галереи, студии – все, что интересно творческой молодежи мегаполиса», – говорит стилист Алексей, частый посетитель творческих пространств «Красного октября».
На «Красном октябре» работает масса интересных мест, куда люди выбираются на выходные или проводят там целый вечер, перебираясь из одного места в другое. Географическое расположение, красивые виды на Москву-реку и возможность сотрудничества с креативными соседствующими организациями обусловливают популярность «Красного октября» среди потенциальных арендаторов.
Московские кластеры имитируют не только внешний облик западных аналогов, но и их содержание. Так, на территории бывшей шоколадной фабрики открылся October Boxing Club – спортивный клуб, предназначенный для «белых воротничков», прототипом которого является White Collar Boxing, появившийся в середине девяностых в Нью-Йорке, а еще через десять лет переехавший в Лондон.
Другим обширным креативным кластером, расположенным в центре Москвы, является территория бывшего московского газового завода, построенного в 1865 году. В начале 1990-ых завод был переименован в «Арму», а с 2002 года помещения начали сдаваться в аренду.
Если «Красный октябрь» и «Винзавод» ассоциируются у москвичей больше с галереями, то «Арма» – это, бесспорно, клубная территория. Помимо клубов, 50 000 квадратных метров бывшего завода стали офисом для ряда журнальных изданий, шоу-румами популярных российских дизайнеров, фотофабрикой, узкоспециализированным магазином электронной музыки, в котором устраиваются вечеринки и продаются музыкальные диски.
С каждым годом примеров переустроенных индустриальных зон становится все больше; бывший завод по производству стеклянных изделий отныне именуется Дизайн-завод «Флакон», а благодаря щедрым инвестициям Романа Абрамовича автобусный парк стал центром современной культуры «Гараж».
Мода на формирование новых арт-территорий переходит и на другие города России; в бывшем здании санкт-петербургского хлебозавода вот уже 4 года располагается лофт-проект «Этажи». В «Этажах» имеются галереи, огромный выставочный зал, магазин авторской одежды, кофейня, арт-читальня и хостел со студенческими ценами.
«Сохоизация» заброшенных промышленных объектов Москвы и других городов России находится только в начале своего пути, но уже заслужила привязанность жителей. Походы в «Гараж» и на «Винзавод» стали традиционным времяпрепровождением для многих москвичей. Столичные кластеры ведут насыщенную и интенсивную жизнь и часто становятся самыми модными местами города. А такие локации, как «Красный октябрь» и «Арма» уже занесены в московские путеводители в качестве обязательных пунктов туристических маршрутов.
Новости культуры читайте здесь