Линки доступности

Выборы президента Франции: как их итоги в мире отзовутся?


Внешнеполитический курс Парижа мало изменится, кто бы ни стал президентом страны, уверены эксперты

У социалиста Франсуа Олланда наиболее предпочтительные шансы победить во втором туре президентских гонки во Франции, но при любом исходе выборов никаких существенных изменений в отношениях Парижа с Вашингтоном и Москвой не произойдет. К такому выводу склоняются участники состоявшегося в понедельник 23 апреля видеомоста между столицами России и Франции. Напомним, что согласно официальным данным, на прошедших 22 апреля выборах президента Франции определились два кандидата, которые во втором туре выявят в борьбе между собой победителя: Франсуа Олланд с незначительным перевесом обошел Николя Саркози.

Вектор Париж-Вашингтон

По мнению почетного директора исследовательских программ Центра европейских исследований Института политических наук Жерара Гренберга, взаимоотношения США и Франции – такая область, по которой у обоих оставшихся кандидатов фундаментальных разногласий нет.

«По причине того, что они гораздо ближе к Бараку Обаме, чем к его противникам из республиканского стана, – пояснил он, отвечая на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки». – Оба желают победы Обаме, оба выступают за социальное государство».

При этом Гренберг отметил, что, по его мнению, по многим вопросам конфронтация между различными политическими силами в США сильнее, чем во Франции. С ним по существу вопроса солидарен директор Франко-российского центра в Москве Арно Дюбьен.

«Фундаментальной разницы здесь между социалистами и сторонниками Саркози действительно нет. Есть некоторые отличия по отношению к выходу из НАТО и размещению ПРО. Но дискуссии на этом поле не столь важны», – считает он.
К внешнеполитическим темам, по которым между кандидатами существуют наиболее серьезные разногласия, Дюбьен отнес вывод французских войск из Афганистана. «Олланд выступал за ускорение процесса. Саркози критиковал его за это», – добавил эксперт.

В свою очередь, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов настаивает, что проблема заключается не в позиции Франции, а в том, что меняются отношения внутри самого североатлантического альянса.

«Просто потому, что он не может найти четкую и концептуально встроенную миссию в новом мире после Холодной войны, несмотря на многочисленные попытки и уже несколько войн, которые НАТО провела. Та задача, ради которой создавалась организация, выполнена, а вот ясно поставленной новой не появилось», – утверждает российский политолог.

Вопрос не в том, как будет относиться Франция к США, а, скорее, в том, как Вашингтон будет видеть роль своих европейских союзников в последующие годы в Афганистане и других частях мира, считает Лукьянов. Ему кажется, что в Америке только сейчас начинается осознание того, что придется фундаментально менять тему отношений с союзниками как имеющимися, так и потенциальными.

Вектор Париж-Москва

Оппоненты, отметив, что тема внешней политики на президентских выборах во Франции отошла на второй план, в основном сошлись во мнении относительно того, что политика Парижа по отношению к Москве в целом вряд ли изменится. Федор Лукьянов убежден, что здесь нет оснований испытывать какие-либо опасения.

«Персоналии в данном случае роли не играют. Во Франции всегда исходили из того, что отношения с Советским Союзом и Россией важны для страны. Олланд радикально тут ничего не изменит», – считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».

Он предположил, что Россия не будет стоять во главе приоритетов Франции, но и не будет замыкать список ее интересов. Лукьянов напомнил, что когда Путин пришел к власти, имело место известное противоречие между желанием Ширака налаживать отношения с Россией и негативным отношением многих французов к проводимой Кремлем внутренней политике.

«Важно, что сейчас другие приоритеты. Тратить много времени на внутреннюю ситуацию в России французы не будут. У европейской экономики не так много новых возможностей», – резюмировал эксперт.

Как ему видится, Владимир Путин крайне заинтересован, чтобы всемерно расширять деловые контакты с Западом.

«Правда, у него несколько другие представления о сотрудничестве. Кроме того, ожидать личной симпатии в отношениях Путина с Олландом, как это было с Шираком, не приходится. Явно разные люди», – заключил российский политолог.

Гренберг согласился с Лукьяновым в том, что отношения двух стран были неизменно хорошими.

«Позиции левых и правых не сильно отличаются в этой сфере. Но их (отношения Парижа и Москвы) надо увязать с российско-германскими отношениями. Даже из соображений стабильности мира во всем мире», – полагает он.

Дюбьен также считает, что преемственность во внешнеполитическом курсе Франции по этому направлению сохранится. Но подчеркнул, что в принципе социалисты не слишком симпатизируют России.

«У них вызывает озабоченность складывающаяся там внутриполитическая обстановка, в том числе – в области прав человека и в Чечне», – обобщил французский эксперт. Он не считает, что в отношениях двух стран из-за этого возникнет какая-то пауза, но напоминает, что во Франции – помимо дипломатов – мало у кого есть интерес к России.
«Социалисты весьма сдержанны по отношению к России Путина», – подытожил Дюбьен.

Вектор Париж-Дамаск

По просьбе корреспондента «Голоса Америки» московские эксперты также поделились соображениями насчет того, не претерпит ли больших изменений позиция Парижа по сирийской проблеме в случае прихода к власти Олланда.

Федор Лукьянов уверен, что курс Франции не изменится.

«Равно, как и вообще западный подход к проблеме Сирии. Он довольно стабилен. Олланд утверждает, что будет здесь более активным. Хотя, по-моему, это просто разговор...», – сказал он

Арно Дюбьен также не предполагает перемен на данном направлении.

«По Сирии у главных политических сил Франции сложился консенсус. Вообще с сирийским режимом у Парижа очень давно большие проблемы. Еще со времен Асада-отца, когда французские и американские войска сталкивались с сирийской политикой в Ливане», – напоминает французский политолог. По его оценке, у западных партнеров выработался консолидированный подход по сирийскому вопросу, поэтому в связи с приходом к власти Олланда в политике Парижа здесь могут быть лишь тактические изменения.

«Но я не ожидаю, что Франция резко согласится на позицию России и Китая и даст карт-бланш режиму Асада. Давление сохранится. Другое дело, что рычагов воздействия очень мало, и в один момент остро встанет вопрос о военных действиях», – спрогнозировал он развитие ситуации.

Второй тур президентских выборов во Франции пройдет 6 мая. Согласно данным последних социологических опросов, шансы Франсуа Олланда на победу выглядят предпочтительнее.

Другие новости о событиях в мире читайте в рубрике «В мире»

XS
SM
MD
LG