Линки доступности

Правозащитники призывают изменить законы о сексуальном насилии в странах бывшего СССР


В большинстве стран бывшего СССР законодательство возлагает бремя восстановления справедливости на жертв сексуального насилия

Страны Восточной Европы и Центральной Азии должны пересмотреть принятые во времена Советского Союза законы о сексуальном насилии, которые позволяют насильникам уходить от ответственности, поощряют детские браки и похищения невест.

С такой рекомендацией выступили эксперты по правовым вопросам.

Несовершенное законодательство в сочетании с сексистскими установками, которые проявляются во всем регионе, означает, что девушек и женщин часто обвиняют в провоцировании сексуального насилия. На них могут оказывать давление, с тем чтобы они примирились с нападавшими или даже вышли за них замуж.

«Многие из этих законов отказывают жертвам сексуального насилия в правосудии, вместо того, чтобы способствовать привлечению нападавших к ответственности», – заявила грузинский юрист-правозащитник Тамар Деканосидзе.

«Важно, чтобы страны исправили эти законы и положили конец распространенной безнаказанности», – добавила она.

Исследование, проведенное некоммерческой организацией «Равенство сейчас» (Equality Now), показало, что в 10 из 15 бывших республик Советского Союза власти не обязаны автоматически расследовать и преследовать в судебном порядке случаи сексуального насилия, что означает, что бремя восстановления справедливости лежит на жертве.

Полиция часто отговаривает жертв от подачи заявлений, отметила Деканосидзе. Жертвы также часто сталкиваются с давлением со стороны преступника, его семьи или даже собственных родных, требующих отказаться от претензий.

Девять стран – Беларусь, Молдова, Украина, Литва, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Россия – допускают примирение сторон в случае преступлений с сексуальным насилием, говорится в исследовании.

В некоторых случаях преступник может убедить жертву примириться, заплатив ей деньги или пообещав жениться на ней, чтобы она избежала социальной стигматизации, сказала Деканосидзе, которая является соавтором исследования.

«Равенство сейчас» намерено направить письма министрам региона и призывает власти этих стран изменить законы, которые определяют изнасилование, как секс с применением насилия или угрозой насилия.

Доклад появился через неделю после того, как Украина стала первой страной региона, которая изменила свое законодательство и определила изнасилование как сексуальный контакт без получения согласия.

В этом Киев пошел по стопам таких стран, как Швеция и Исландия.

Достоверных данных о распространенности сексуального насилия в регионе нет, но из данных ООН следует, что треть женщин во всем мире страдала от сексуального или физического насилия.

В докладе также говорится, что сексуальное насилие обычно остается безнаказанным, когда речь идет о похищениях невест и детских браках, которые все еще имеют место в некоторых странах Евразии.

Детские браки являются незаконными во всех 15 странах, но могут быть поощряемы, если девочка подверглась изнасилованию, чтобы предотвратить общественное порицание.

В исследовании говорится, что в таких случаях изнасилование не расследуется, что означает, что принудительный брак, фактически, реабилитирует насильника.

Деканосидзе привела пример 15-летней девочки в Грузии, которую изнасиловали двое мужчин. Когда она сообщила о происшедшем, ее семья заставила ее выйти замуж за одного из насильников.

В случае похищений невест изнасилование часто используется в качестве инструмента для принуждения девушки к браку.

По словам Деканосидзе, изменения в законодательстве являются важной частью более широких мер по борьбе с сексуальным насилием.

«Законы могут изменить отношение общественности», – отметила она. – Внесение поправок в эти законы может стать мощным сигналом, свидетельствующим о том, что сексуальное насилие становится нетерпимым».

XS
SM
MD
LG