Линки доступности

«Свет и тени» задач президентского совета по правам человека


Михаил Федотов
Михаил Федотов

Назначение Михаила Федотова новым председателем Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, о чем ранее сообщал «Голос Америки», вызвало живой отклик в российском обществе и стане правозащитников. Напомним, в среду 13 октября преемник Эллы Памфиловой, «добровольно-принудительно» ушедшей в отставку, сформулировал ближайшие задачи, которые предстоит реализовать совету. В числе их он назвал десталинизацию общественного сознания, судебную и милицейскую реформы, а также вопросы охраны прав детей и семьи. По его словам, практически все материалы по данным проблемам находятся в хорошей степени готовности.

При этом другие злободневные проблемы как-то невольно ушли в тень, отметили аналитики. Не слишком понятен и принцип, если он тут подразумевался, первоочередности задач. К тому же еще очень большой вопрос, что волнует россиян сегодня в первую очередь? Например, по последним данным исследований социологов ВЦИОМ, решивших узнать у соотечественников, чего должна добиться Россия, чтобы считаться великой державой, такую тему как «развитие демократии» выбрали в качестве приоритетов всего менее 10 процентов респондентов.

Заместитель директора Центра содействия международной защите, адвокат Московской городской коллегии адвокатов Елена Липцер в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» заметила, что, конечно, человеку, назначенному на такую должность, нужно вычленить основные моменты, которыми следует заниматься, а сделать это непросто. Но лично она считает, что реформа судебной системы, безусловно, должна выйти на первый план, поскольку это более актуальный вопрос. «При рассмотрении дел судами как в гражданском, так и в уголовном порядке происходит масса нарушений, я уже не говорю о мере пресечения, которая до сих пор избирается направо и налево, несмотря на то, что президентом были внесены соответствующие поправки в Уголовно-процессуальный кодекс», – сказала она.

По ее мнению, очередной День гнева, прошедший в Москве 12 октября и сопровождавшийся массовыми задержаниями его участников, – лишнее тому подтверждение. «С отставкой Лужкова в столице, по сути, ничего не изменилось. Как запрещали гражданам открыто выражать свое мнение, так и запрещают», – убеждена Елена Липцер.

Заочно полемизируя с новым председателем Совета при президенте, она предположила, что защиту прав человека можно было бы поставить на первый план в более широком ракурсе – как нарушение избирательных прав, нарушение права на свободу выражения мнения и так далее. На ее взгляд, это более важный вопрос, чем те, которые Михаил Федотов назвал. «Свободных выборов у нас уже давно нет, свобода выражения мнения постоянно подвергается вмешательству со стороны властей, независимый суд, о чем не устает говорить президент Медведев, на деле – фикция», – подчеркнула адвокат.

Сам Михаил Федотов заявил, что сделает все от него зависящее, чтобы свести к минимуму противостояние оппозиции и властей в Москве, в том числе по вопросу о месте проведения митингов на Триумфальной и Тверской площадях. «Мы будем стремиться гасить конфликты, а не множить их, становясь на ту или иную сторону», – сказал он.

Директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты России Александр Брод отметил, что все провозглашенные Михаилом Федотовым основные задачи, безусловно, важны. «Недаром сразу после его высказываний о десталинизации на него обрушили свой гнев сталинисты», – добавил он. С точки зрения правозащитника, в России возрождается культ Сталина, его методов, идеологии. «В некоторых учебниках «отца наций» уже называют эффективным менеджером, прославляются его «подвиги», при этом забывая, какой ценой обеспечивались все победы – миллионы безвинных жизней, искалеченных судеб», – возмущается он.

Вместе с тем Александр Брод советует Михаилу Федотову уходить от деклараций и несколько тенденциозного освещения ситуаций, как это наблюдалось, с его точки зрения, в прошлые годы. «Хотелось бы видеть больше конкретики в их работе, больше встреч с руководителями министерств, ведомств, с представителями администрации президента, постоянного мониторинга нарушений прав человека и самое главное – чтобы это была не просто критика, а рецепты лечения болезней. Нужно подключать к работе серьезных экспертов, разработчиков программ, законопроектов», – вносит рекомендации член ОП.

Также он думает, что перед властью надо не только поднимать тему нарушений политических прав и свобод, но больший акцент делать именно на вопросы социального характера, вопросы развития регионов. «У нас есть депрессивные регионы с большой смертностью, оттоком населения, нищенскими зарплатами, вымирающими деревнями и территориями. Вопросы регионального развития, местного самоуправления в прежние годы Советом при президенте ставились не столь активно», – высказался Александр Брод.

Кроме того, он остановился на теме защиты неправительственных организаций и совершенствования закона об НКО, которые, по его убеждению, живут трудно, испытывают регулярное давление со стороны чиновников и криминала. «Особенно тяжелая ситуация сложилась тут на Северном Кавказе. Нужно провести гражданский форум в регионе, укреплять там НКО, защищать СМИ от произвола», – призывает Брод коллег.

В отношении определения эффективности работы Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека собеседники «Голоса Америки» несколько разошлись во мнениях. На взгляд Елены Липцер, Элла Памфилова пыталась вносить какие-то рекомендации президенту, но тот их далеко не всегда воспринимал. «Как это будет получаться у нового человека, посмотрим», – сказала она.

Александр Брод думает, что Михаил Федотов сможет успешно продолжить работу Памфиловой, и «совет будет действенным, будет звучать и ставить перед властью острые вопросы».

Другие новости читайте здесь

XS
SM
MD
LG