Линки доступности

Финская мелодрама «Опавшие листья» названа лучшим фильмом года


Аки Каурисмяки на Каннском кинофестивале.
Credits: Reuters
Аки Каурисмяки на Каннском кинофестивале. Credits: Reuters

Аки Каурисмяки: «Я просто не мог снимать кино, не говоря о войне в Украине»

Международная федерация кинопрессы (FIPRESCI) признала «Опавшие листья» (в американском прокате Fallen Leaves) финского режиссера Аки Каурисмяки лучшим фильмом года. Лауреата выбирали критики из многих стран. Сообщается, что приз будет вручен 22 сентября на церемонии открытия международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне (Страна Басков).

На международном кинофестивале в Торонто (TIFF), стартующем 7 сентября, «Опавшие листья» будут показаны в одной из программ.

Ранее в мае 2023 года картина получила приз жюри на Каннском международном кинофестивале, где демонстрировалась в конкурсной программе.

66-летний Каурисмяки во второй раз стал лауреатом премии FIPRESCI. Шесть лет назад он получил эту награду за социальную трагикомедию «По ту сторону надежды» (The Other Side of Hope). В прошлом году приз критиков получила драма «Сядь за руль моей машины» японского режиссера Рюсукэ Хамагути.

Как сообщила дирекция TIFF, эта секция, Centerpiece, включает в себя 47 фильмов из 45 стран. Помимо «Опавших листьев», в число ранних фаворитов входят «Идеальные дни» (Perfect Days) немецкого мастера Вима Вендерса и «Зеленая граница» (Green Border) польского режиссера Агнешки Холланд. Ранее эта секция называлась «Современное мировое кино».

«Опавшие листья». Кадр из фильма TIFF
«Опавшие листья». Кадр из фильма TIFF

«Мы очень рады представить новую программу Centerpiece, - заявила Анита Ли, директор программ TIFF, – и пригласить зрителей в кинопутешествие, которые пересечет многие границы. Ребрендинг секции отражает наше растущее стремление расширить видение мирового кино, чтобы показать уже прогремевшие на фестивалях этого года ленты, с нетерпением ожидаемые премьеры канадских и международных талантов и новые работы признанных киномастеров».

Время остановилось

Двадцатая за последние сорок лет лента финского ветерана Аки Каурисмяки представляет собой незамысловатую по сюжету и лаконичную по стилю камерную мелодраму.

Милая, одинокая и застенчивая Анса (Альма Певсти, финский аналог Наоми Уоттс) работает кассиром в супермаркете и безуспешно ищет свою половинку. Менеджер-буквоед увольняет ее с работы за то, что она взяла домой просроченный сэндвич, который надлежало выбросить в мусор. Долговязый, угрюмый и столь же одинокий Холаппа (Юсси Ватанен, напоминающий Адама Драйвера) с вечной сигаретиной во рту трудится на стройке и сильно закладывает за воротник, в том числе и на рабочем месте. Из-за алкоголя у него возникают серьезные проблемы на работе.

Как и во многих предыдущих фильмах Каурисмяки, будущие влюбленные случайно встречается в кафе, продолжают знакомство в кинотеатре и в баре. Холаппа и Анса с первого же момента знакомства проникаются друг к другу симпатией, которая со временем перерастет в глубокое чуство.

Аки Каурисмяки с актерами в Канне. Credits: Reuters
Аки Каурисмяки с актерами в Канне. Credits: Reuters

Местом действия, как и прежде, остается столица страны Хельсинки. В видении режиссера это странный, будто заколдованный город с одинокими пешеходами, плохо освещенными улицами, запущенными, грязноватыми задворками. В квартирах героев - самый минимум мебели, да и та явно куплена на дешевой распродаже, а верхом технологической продвинутости служит допотопный радиоприемник, гордо стоящий на хлипком кухонном столе.

Жизнь в этой картине, как и почти во всех трагикомедиях Каурисмяки, словно остановилась сорок-тридцать лет назад. Вообще артураж фильма пронизан материальной скудостью. Убогую квартирку героини критики сравнивают с монашеской кельей.

Люди слушают музыку по радио и на виниловых пластинках, о смартфонах там слыхом не слыхивали, а за пользование компьютером в интернет-кафе взимают плату по непомерному тарифу. Герои фильмов Каурисмяки работают без малейшего энтузиазма, а дущу отводят в барах, где компанию им составляют забулдыги с каменными лицами и где слушают рок-н-ролл и кантри. Курят в этом мире, кажется, все.

Как отмечают критики, новый фильм Каурисмяки можно считать «ответвлением» его известной «пролетарской трилогии» 1986-1990 годов - «Тени в раю» (Shadows in Paradise), «Ариэль» (Ariel) и «Девушка со спичечной фабрики» (The Match Factory Girl). Все очень похоже, в большом, и в малом, это почти тот же странный, сонливый и грустный мир с проблесками надежды.

Для своих и для всех

Картину отличает, по мнению программиста TIFF Джейсона Андерсона, «богатство чувств». А также изрядная доля комизма, который режиссер с помощью своих актеров, высекает из самой банальной обыденности.

Об особом чувстве юмора, отмеченном фирменной «невозмутимостью» (deadpan), пишут практически все рецензенты. Зритель смеется над незадачливыми героями и одновременно им симпатизирует. Это доброе, сентиментальное и ироничное кино, рецепт, который растопит и черствую душу.

«Опавшие листья». Кадр из фильма TIFF
«Опавшие листья». Кадр из фильма TIFF

Анса и Холаппа отправляются в кино на фильм «Мертвые не умирают» Джима Джармуша, лидера американских «независимых», одного из друзей Каурисмяки. Фильм нашпигован такими ироничными отсылами, что делает его отчасти «капустником» для своих. Вполне узнаваемы, особенно для синефильской публики, иронические отсылы к титанам мирового кино; в их числе Чаплин, Озу, Брессон, Висконти и другие.

А с Джармушем они перемигиваются уже так давно, что трудно установить, кто начал первым шутливые подколы. Напомню, что много лет назад Джармуш снял одну из новелл своего фильма-альманаха «Ночь на Земле» в стиле Каурисмяки, а тот снял Джармуша в «камее» в роуд-муви «Ленинградские Ковбои едут в Америку».

Рецензируя фильм в газете «Гардиан», Питер Брэдшоу отметил редкое качество комедий Каурисмяки – они по-настоящему, ненатужно смешны.

«Я осознал, что болею за героя и героиню самым простым образом, - пишет критик, - я так сильно не переживал ни на каком-либо другом фильме каннской программы».

Кинокритик Оуэн Глейберман из бизнес-издания Variety охарактеризовал фильм как «односложную, минималистскую любовную историю, обладающую характерным обаянием фильмов Каурисмяки».

Глейберман, также как и другие обозреватели, обращает внимание на принципиальную скудость технологического мира, созданного режиссером и его командой. Он считает, что критики в Канне перехвалили картину, и, по его мнению, она не оставит большого следа в истории кино.

Напротив, кинокритик Дэвид Руни в The Hollywood Reporter высоко оценил ленту, сравнив ее с драгоценным камнем, сверкнувшим в дорожной пыли.

Анализируя типологию главного персонажа, Руни приводит характерную реплику в эпизоде в караоке-баре: «Крутые парни не танцуют». И, конечно же, Холаппа произносит ее с характерным для всех героев режиссера непроницаемым лицом.

Руни воздает должное многолетнему соратнику режиссера оператору-постановщику Тимо Салминену, который, по словам рецензента, «вновь демонстрирует исключительное понимание композиции, кадр за кадром знакомя зрителя с важными деталями и оживляя тусковатый фон яркими цветовыми вкраплениями».

Через шесть лет после истории о мытарствах сирийского беженца-нелегала «Другая сторона надежды» (The Other Side of Hope, 2017) режиссер в «Опавших листьях» вново оказывается в кругу излюбленных героев и глубоко проторенных тем. Как и в «Огнях городской окраины» (Lights in the Dusk, 2006), например, герои знакомятся в кафе, идут в кино, затем на танцы.

Почему Холаппа выпивоха, доходчиво объясняет он сам: «Я в депрессии, потому что пью, а пью я потому, что в депрессии». Режиссер, как и его герои, похоже, верит в терапевтическую силу любви. По крайней мере, он стремятся убедить в этом зрителя.

Злоба дня

Питер Брэдшоу обращает внимание на новостные радиосводки, которые служат практически единственным источником информации для наших героев. Показательно, что по радио сообщают практически только хронику войны в Украине, - положение на фронтах, число жертв и так далее.

«Боязнь путинизма – не столь отдаленная материя, как для Великобритании, Америки или даже Германии, - пишет Брэдшоу. – Для Финляндии путинские войска очень близко. Война покушается на финское ощущение благополучия, но финны настроены идти своим избранным путем и дальше».

«Нельзя не заметить, что единственным заметным кивком в сторону реальности можно считать ужасные новости из Украины, где не затухает кровопролитная война против российской агрессии, - отмечает Джейсон Андерсон. - Это вторжение добавляет еще один слой злободневности в утешительный нарратив Каурисмяки».

На пресс-конференции в Канне Каурисмяки подчеркнул, что «просто никак не мог сейчас делать кино, игнорируя эту войну... Мне казалось, что этому кровавому миру сейчас нужны истории любви».

Форум

XS
SM
MD
LG