Линки доступности

«Валдай», Путин и «украинский вопрос»


Эксперты отметили, что «валдайские» заявления президента России Владимира Путина могут стать еще одним подтверждением того, что война России против Украины является актом геноцида

КИЕВ – Что можно извлечь для понимания мотивов войны России против Украины из выступления Владимира Путина в дискуссионном клубе «Валдай» 27 октября?

По мнению экспертов вашингтонского Института изучения войны (ISW), президент России Владимир Путин продолжал отвергать саму идею суверенитета Украины, что принципиально несовместимо с серьезными переговорами.

«Путин заявил, что «единственной реальной гарантией украинского суверенитета» может быть только Россия, которая «создала» Украину. Путин подтвердил, что «историческим фактом» является то, что украинцы и русские по сути являются «одним народом», ошибочно разделенным на «разные государства»», – отмечают эксперты ISW.

Эти заявления, по мнению экспертов, наряду со многими действиями России, должны вызвать серьезные размышления над вопросом о том, является ли война России против Украины актом геноцида, поскольку геноцид юридически определяется как «действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовая или религиозную группу».

Они также отмечают, что как на последнем валдайском форуме, так и ранее Путин говорил о том, что Украина якобы «потеряла суверенитет» и стала «вассалом НАТО».

Украинские эксперты считают, что среди ключевых моментов выступления российского лидера 27 октября, можно заметить некоторые скрытые акценты в оценке ситуации вокруг войны и ее последствий для России.

Страх перед санкциями

Политолог Виктор Таран обратил внимание на слова, прозвучавшие во время выступления Владимира Путина, которые указывают на попытку возложить ответственность за неудачи на фронтах на военных.

«Эти его заявления, что спецоперацию планировал Генштаб, действия планирует Генштаб, армия, – он пытается отойти от риторики, и политической ответственности за сделанное. Он пытается всю ответственность переложить на военных, таким образом отойти из-под удара вместе со своим окружением», – говорит Виктор Таран корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он напоминает о том, что заявления президента России 23–24 февраля кардинально отличались от того, что он говорит сейчас.

«Тогда он объяснял, что вторжение в Украину продиктовано политической, а не военной ситуацией, и потому его сообщения о гарантиях для Украины со стороны России, сегодня звучат очень некорректно», – считает Виктор Таран.

Второе главное заявление, по мнению Виктора Тарана, было на ядерную тему.

«О том, что ядерного удара не будет. Это, по сути, приглашение к переговорам со стороны Путина. Его фраза о том, что «нам не нужен ядерный удар по Украине, смысла нет ни политического, ни военного», подтверждает понимание, что Россия военными силами уже не выиграет, ее начинают давить санкции, экономика летит вниз, на дипломатическом фронте не осталось союзников. Он пытается показать, что Россия – это страна, с которой можно и нужно идти на переговоры о мире. Но мир для Кремля видится только на его условиях», – отмечает политолог.

Виктор Таран считает, что во время выступления в дискуссионном клубе лидер России фактически определил себя диктатором.

«Так вот, с террористами и диктаторами цивилизованные страны переговоры не ведут. Их загоняют в клетки и за «красные линии». Вот так с Путиным и будет поступать Украина и наши союзники», – подчеркивает Виктор Таран.

Без акцентов на проигрыш

Эксперт по политическим вопросам Александр Солонтай считает, что во время выступления Владимир Путин попытался объяснить россиянам, что Запад – это «враг России», и война идет с Западом.

«При этом отводил акцент от Украины для того, чтобы не было понимания, что Россия проигрывает Украине. Для российского общества, российской империи это важно: они своего царя уважают, когда он выигрывает. А то, что он сейчас проигрывает, ему приходится пояснять, что он воюет, что он противостоит врагу – Западу. Очень передернутые акценты», – говорит Александр Солонтай корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

«Вопрос Украины», по его словам, был затронут президентом России опосредованно, однако при этом российский лидер делал акцент на вопросах ядерного оружия.

«Мы услышали, что нет смысла применять ядерное оружие, и о том, что он дал указание обзвонить западных лидеров, что это Украина якобы создает «грязную бомбу». Это похоже на то, что с одной стороны Россия демонстрирует угрозы коллективному Западу ядерным оружием, а с другой стороны – что не будет его использовать», – отмечает Александр Солонтай.

Он также напоминает о том, что Владимир Путин третий раз за последний период времени выходит с обращением, где постоянно объясняет, что война идет не против Украины, а украинцы и россияне – один народ.

«По принципу пропаганды – то, что повторено несколько раз, становится «фактом». Он продолжает оболванивать свой народ», – утверждает эксперт.

Остатки иллюзорного ожидания

Политолог, эксперт по международным отношениям Максим Несвитайлов выступление президента России называет театром абсурда одного актера.

«Начало его речи, в сущности, можно описать как «Плач Ярославны» по имперским амбициям. Он уже не угрожал Западу так храбро, как в начале полномасштабной войны, а только жаловался на то, что против него играют не честно. За хамской и пренебрежительной риторикой, очевидно, скрывается острый страх и остатки иллюзорного ожидания, что все-таки он еще может кого-то напугать», – говорит Максим Несвитайлов корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он отмечает, что тезисы российского лидера о том, что «Запад разжег войну в Украине» и «только Россия может быть гарантом суверенитета Украины», подняли планку абсурда.

«Ну а как вам тезис: «политика Запада – кровавая и грязная, она отрицает суверенитет стран и народов»? Что интересно, если в обвинениях Путина заменить страны Запада на Россию, то все сразу же становится на свои места», – подчеркивает Максим Несвитайлов.

Досадная ошибка в теме выступления

Секретарь СНБО Алексей Данилов с сарказмом отметил в Твиттере, что в «тему выступления Путина на «Валдае» вкралась досадная ошибка».

«Правильно читать не «Мир после гегемонии: справедливость и безопасность для всех», а «Мир после России: справедливость и безопасность для всех» (язык оригинала). Но ошибки никогда не поздно исправлять», – подчеркнул Данилов.

В Одессе о словах Путина

Спикер Одесской областной военной администрации Сергей Братчук отметил в эфире национального телемарафона, что заявления президента России Владимира Путина о памятнике российской императрице Екатерине Второй побуждают к «более решительным действиям» со стороны местных властей.

«Он окончательно, мне кажется, в этом вопросе поставил точку, если кто еще сомневался. Помним эту цитату: «радикальные националисты не могут даже снять Екатерину, которая основала – ну лжет, как обычно – Одессу» … Думаю, он побуждал к более решительным действиям, прежде всего, со стороны действующей городской власти», – сказал Братчук, сообщает Украинская служба «Радио Свобода».

Он добавил, что сторонник соблюдения законодательства, однако выразил убеждение, что памятник Екатерине Второй в Одессе является «российским имперским нарративом».

«Путин нас услышал, он нам это сказал, напомнил, и я думаю, что этот вопрос будет закрыт», – отметил спикер ОВА.

XS
SM
MD
LG