Линки доступности

Скандал с РБК и свобода СМИ в России


Мария Липман
Мария Липман

По мнению экспертов, давление на прессу в РФ усилится

МОСКВА – Итальянский архитектор и бизнесмен Ланфранко Чирилло решил организовать в России винодельческое хозяйство и проект в сфере агротуризма, сообщает РБК. Это агентству подтвердил сам Чирилло.

Ранее президент Владимир Путин своим указом присвоил итальянцу российское гражданство, а Reuters назвал его автором проекта «Дворца Путина» в курортном Геленджике на берегу Черного моря. Впрочем, Кремль всегда отрицал свое отношение к данному объекту.

Напомним, что по одной из версий именно публикация про устричную ферму на территории «дворца» стала «последней каплей», послужившая причиной увольнения ведущих редакторов РБК, что вызвало громкий скандал во всем мире. В частности, этот факт осудила Международная организация по защите прав журналистов «Репортеры без границ», а в Москве прошла акция солидарности российских журналистов.

Это не частный случай, а элемент медиа-политики российских властей, направленной на ограничение свободы слова, считают опрошенные Русской службой «Голоса Америки» эксперты.

Правозащитник, политик и журналист Валерий Борщев назвал увольнение главных редакторов РБК «вызовом гражданскому обществу и журналистскому сообществу» страны.

«Это не просто наказание конкретного медиа-холдинга, а урок всем остальным и наглядная демонстрация политики власти по отношению к СМИ, – добавил он. – Конечно, свобода СМИ в России давно находится под угрозой. А этот факт лишь продемонстрировал, что у нас на одно издание, которое выражало независимую точку зрения, стало меньше».

Ситуация с РБК говорит также о том, что в стране существуют запретные темы, и люди, которых нельзя затрагивать в прессе, полагает правозащитник и журналист.

«Рискованные темы – это те, которые касаются конкретных представителей власти, лично президента, его ближайшего окружения, – пояснил он. – В общем, когда речь идет о том, что люди, стоящие на верху, совершают некие компрометирующие поступки, а СМИ про это говорят. У нас, например, можно говорить о коррупции, о нарушении демократии вообще, не касаясь людей из высшего круга».

Все дело – в персоналиях, убежден Валерий Борщев.

Схожей позиции придерживается главный редактор журнала «Контрапункт», выпускаемого Институтом российских, европейских и евразийских исследований Университета Джорджа Вашингтона, Мария Липман. По ее мнению, это продолжение тенденции, начавшейся примерно с конца 2011 года.

«Тогда усилилось давление на те СМИ, которые раньше власть, пожалуй, оставляла в покое, – заметила она. – Если смотреть на медиаполитику Кремля во время первого срока президентства Путина, то там наблюдалась очень важная линия, связанная со стремлением поставить под контроль общенациональные телеканалы. И это было сделано чрезвычайно эффективно, быстро».

Потом этот контроль только совершенствовался с годами, констатировала Мария Липман. По ее словам, на относительно небольшие СМИ, которые предпочитали проводить независимую от Кремля политику, смотрели сквозь пальцы.

«Но эта тенденция изменилась на фоне завершения парламентской кампании 2011 года, и потом контроль лишь набирал обороты, – продолжила она. – Целый ряд СМИ оказался под серьезным давлением. За короткий период какие-то издания закрылись, какие-то переформатировались, какие-то стали проявлять осторожность или самоцензуру и избегать рискованных тем».

Рискованных для СМИ тем, на взгляд главного редактора «Контрапункта», в России много.

«И чем дальше, тем их становится больше, – продолжила она. – Какие-то темы становятся рискованными, потому что журналисты критикуют действия Кремля, а какие-то – потому, что репортеры влезают в неприглядные дела людей, облеченных властью или обладающих большой собственностью».

Последнее, пожалуй, гораздо опаснее, так как именно такого рода столкновения «излишне» любопытствующих журналистов с интересами влиятельных людей порою заканчиваются трагически, резюмировала Мария Липман.

Как ей представляется, когда основным методом управления государства является контроль, контроля никогда не бывает достаточно. Поэтому в повестке Кремля среди основных задач стоит усиление контроля и расширение сферы его применения.

«Это особенно справедливо в отношении последних двух-трех лет, – утверждает эксперт. – А объясняется, в частности, экономическим кризисом и опасениями возникновения среди широких слоев населения недовольства социально-экономическим положением в стране. Поворот в сторону ужесточения контроля во всех областях продолжается с тех пор, как Владимир Путин вернулся в Кремль».

Очевидно, подобная политика будет ужесточаться по мере приближения президентских выборов 2018 года, предположила Мария Липман.

Валерий Борщев, напротив, не думает, что это связано с выборами президента.

«Потому что, в принципе, такие антидемократические шаги перед выборами не выгодны для Кремля. Видимо, здесь долго взвешивали, как поступить, и приняли это решение в целях укрепления власти», – подытожил он.

Оба эксперта также сошлись во взглядах, что на этом «зачистка информационного поля» в России не закончится.

XS
SM
MD
LG