Линки доступности

Осень губернаторов


Владимир Путин
Владимир Путин

Эксперты – о причинах кардинальных кадровых перемен в провинциальной России

МОСКВА – Президент России Владимир Путин в четверг уволил с поста губернатора Орловской области Вадима Потомского, временно исполняющим его обязанности стал депутат Мосгордумы от КПРФ Андрей Клычков, сообщила пресс-служба Кремля.

Немногим ранее «ушли» губернатора Приморского края Владимира Миклушевского.

Таким образом, процесс радикальной смены губернаторского корпуса продолжился. Главы регионов давно лишились сна. Их «головы» осенью летят одна за другой. Только в конце сентября своих должностей главы Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Дагестана, Нижегородской и Самарской областей.

Так что прогнозы СМИ насчет того, что Кремль настроен сменить не менее десяти глав регионов сбываются. Очередные «жертвы» дожидаются своей очереди.

По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, смена губернаторов – абсолютно нормальный и ожидаемый процесс.

«По мнению президента, они (новые кадры) способны реализовывать уже накопленный, несмотря на молодой возраст, потенциал в регионах, которые они возглавили», сказал Песков.

С точки зрения корреспондента Le Figaro в Москве, главный критерий для Владимира Путина при назначении новых фаворитов – их способность обеспечить его переизбрание на новый срок.

Лидер движения «Выбор России» Владимир Рыжков также считает, что основная причина массовой замены губернаторского корпуса Владимиром Путиным связана с приближающимися президентскими выборами в РФ, которые пройдут в марте следующего года.

«Кремль очень внимательно отслеживает данные социологических опросов по каждому региону в отдельности и крайне обеспокоен тем, что в целом ряде мест губернаторы пользуются весьма низким уровнем доверия (у населения), – добавил он в интервью «Голосу Америки». – На фоне весьма плохой социально-экономической ситуации возникают протестные настроения, растет широкое недовольство людей. Поэтому и идет «зачистка» тех губернаторов, которые непопулярны».

По словам Владимира Рыжкова, повсеместно существует неписанный закон, в соответствии с которым каждая новая политическая фигура поначалу имеет определенный кредит доверия.

«В Америке это знаменитые «Сто дней», когда очередной президент в течение этого периода не подвергается особой критике, потому что ему дают шанс проявить себя, – продолжил он. – Так и здесь. За условные сто дней до президентских выборов Кремль старается избавиться от наиболее одиозных фигур в регионах и назначить новый людей, тем самым используя кредит доверия к ним для того, чтобы успешно провести избирательную кампанию Владимира Путина на местах и спокойно переизбрать его в марте 2018 года».

По мнению оппозиционного политика, методы, которые при этом использует власть, скорее приведут к негативным изменениям в жизни регионов.

«Потому что многие из тех, которые сегодня назначаются сверху, вообще никак не связаны с теми регионами, которыми призваны руководить, – пояснил он. – Как, например, Владимир Васильев (лидер фракции «Единая Россия» в Госдуме – В.В.), назначенный главой Дагестана. В результате получается, что новый человек совсем не знает регион, местные элиты и группы интересов жителей, не понимает, как там устроены неформальные связи, в том числе неформальные бизнес-связи».

При этом новые губернаторы-варяги будут ориентироваться, прежде всего, на исполнение приказов из Москвы, а не на развитие своих регионов, утверждает Владимир Рыжков. Поэтому, на его взгляд, управляемость там даже уменьшится, и будет «больше солдафонщины, административного куража, произвола».

В свою очередь, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев полагает, что в основе перемен лежат проблемы, связанные «с внутриэлитными конфликтами и утратой управляемости». По его оценке, губернаторы «перестают в полной мере управлять ситуацией на территории».

«Есть общие законы – запрос на обновление, на перемены, есть необходимость в ротации, а ротация перед президентскими выборами способствует улучшению социального самочувствия в регионах и должна позволить президенту войти в (предвыборную) кампанию с людьми, с которыми население еще связывает свои надежды, в отличие от тех, в ком оно уже разочаровалось, – констатировал он в комментарии «Голосу Америки». – Поэтому понятно, что нужно было обратить внимание на рейтинги и антирейтинги губернаторов, посмотреть на их взаимоотношения с местными элитами, на наличие или отсутствие поддержки на федеральном уровне, отношения с группами влияния, на то, как проходили последние выборные кампании и как вообще глава региона контролирует ситуацию на своей территории».

Вместе с тем Константин Калачев думает, что риски Кремля в связи с ротацией минимальны, несмотря на то, что у некоторых назначенцев не достаточного политического опыта.

«Нет универсальных людей, есть универсальная команда, – говорит он. – То есть, всегда найдется, кому подстраховать. Если говорить о том, что кто-то не прошел через выборы, не провел ни одной выборной кампании, то в регионе точно есть люди, которые имеют такой опыт. В конце концов, можно прислать (из центра) туда опытных политтехнологов, способных решить все проблемы. Риск только в одном – в том, что назначенец с самого начала наделает какие-то глупости, испортит отношения с местными элитами, вызовет неприязнь населения своими действиями и заявлениями».

Но, как представляется политологу, вероятность форс-мажоров все же маловероятна.

С ним не согласен руководитель фонда «Общественная экспертиза» Игорь Яковенко.

«То, что сейчас происходит в кадровой политике Путина, когда назначаются люди, которые будут явно не в состоянии справиться с регионом в кризисный момент, не поддается логическому осмыслению, – заметил он. – Ясно, что эти так называемые молодые технократы, выдвигаемые на должность глав регионов, совершенно штампованные, выведенные в какой-то пробирке, аппаратчики, не смогут совладать с вызовами в момент нестабильность».

Как видится Игорю Яковенко, это показательно.

«Так умер Советский Союз, так умирают все авторитарные диктаторские режимы фашистского типа. Ничего не изменилось», – заключил он.

XS
SM
MD
LG