Линки доступности

Решение Трампа по статусу Иерусалима: в чем логика?


Совбез ООН собирается на экстренное совещание

МОСКВА – Совет Безопасности ООН в пятницу соберется на экстренное заседание, чтобы обсудить решение президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля, сообщают СМИ.

С такой просьбой к генеральному секретарю ООН Антониу Гутеррешу обратились более половины членов (8 из 15) Совбеза – Франция, Боливия, Египет, Италия, Сенегал, Швеция, Великобритания и Уругвай.

Также в пятницу ожидается начало интифады (восстания) против Израиля в соответствии с прозвучавшим накануне призывом радикальной исламистской группировки ХАМАС. В свою очередь палестинские фракции объявили 8 декабря «днем гнева». Жертвы беспорядков уже исчисляются десятками.

Экстренное заседание Совбеза ООН
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:45 0:00

Напомним, президент США Дональд Трамп заявил, что «пришло время официально признать Иерусалим столице Израиля». Он отдал распоряжение готовиться к переезду американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим, на что может потребоваться от трех до четырех лет.

Белый дом подчеркнул, что решение президента не означает, что администрация прекращает участие в ближневосточном мирном процессе.

«На самом деле в своей речи президент сказал, что мы настроены на мирный процесс решительнее, чем когда-либо, и хотим продолжать продвигаться вперед в рамках этих обсуждений и дискуссий, – заявила пресс-секретарь Сара Хакаби Сандерс. – А конечная цель всех сторон – достичь мирного соглашения, и США очень серьезно на это нацелены».

Тем не менее, по сообщению пресс-служба Кремля, президент России Владимир Путин и турецкий лидер Реджеп Эрдоган в четверг сочли необходимым выразить озабоченность инициативой Вашингтона.

«Такие шаги могут перечеркнуть перспективы ближневосточного мирного процесса», — утверждается в сообщении.

А по мнению министра иностранных дел России Сергея Лаврова, встречавшегося в Вене с госсекретарем Рексом Тиллерсоном, перенос посольства США в Иерусалим может поставить крест на создании на Ближнем Востоке двух государств — Израиля и Палестины, передает ТАСС.


Директор Центра анализа ближневосточных конфликтов, сотрудник Института США и Канады Александр Шумилин в интервью «Голосу Америки» заметил, что политика Москвы базируется на общепринятой международной позиции, в соответствии с которой вопрос о статусе Восточного Иерусалима должен решаться на последней стадии переговоров между палестинцами и израильтянами в рамках дорожной карты по урегулированию. В то же время, по его оценке, в Кремле не преминут использовать этот шаг Вашингтона, как и другие действия США в регионе в антиамериканском ключе.

«Это в обязательном порядке, – констатировал он. – И соответственно, на этом фоне постараются оттенить свою последовательную позицию в интересах обеих сторон (конфликта), что на деле, конечно, не так. Но по большому счету не похоже, что перед Россией в данной ситуации открываются какие-то новые перспективы в регионе, что она может расширить свое влияние, а тем более присутствие там».

По словам Александра Шумилина, это драматичный момент для арабских партнеров США, но он не будет иметь серьезных последствий в политическом плане.

«Потому что ситуация такова, что страны Персидского залива не могут позволить себе отказаться из-за этого решения от сотрудничества с США в контексте противостояния с Ираном,– уточнил он. – В этом противостоянии у них есть только один надежный и мощный партнер. Поэтому риторические всплески недовольства будут, но не более того».

С точки зрения эксперта, Трамп сейчас выполняет свои предвыборные обещания, восстанавливая баланс в отношениях Израиля с мировым сообществом, который был подорван Обамой в ноябре прошлого года голосованием в ООН по поселениям.

«Он сказал, что хочет подтолкнуть основных участников процесса урегулирования к переговорам, хотя с такой трактовкой (инициативы Трампа) и далеко не все согласны, – добавил он. – Но, как мне кажется, самым главным в подтексте этого решения лежит желание переключить внимание Америки с проблемы «Russia-gate» (расследование связей Трампа с Россией) – на проблему «Jerusalem-gate». Вторая проблема для него крайне выгодна, поскольку он не совершил ничего, чего не обещал сделать».

А что еще важнее – Трамп просто исполнил закон США от 1995 года, резюмировал политолог.

В свою очередь, завсектором международных вопросов Центра арабских исследований Института востоковедения РАН профессор Ирина Звягельская в комментарии Русской службе «Голоса Америки» пояснила, почему инициатива Трампа показалась ей опасной.

«В последнее время происходили некоторые изменения в отношениях между Израилем и монархиями Персидского залива, – подчеркнула она. – Даже Саудовская Аравия делала определенные намеки, что может подождать с решением вопроса по Иерусалиму, так как понимает, что процесс переговоров между Израилем и палестинцами займет достаточно длительное время. Причина такого разворота была весьма своеобразная: появился общий враг – Иран, и это всем известно. А сейчас процесс нормализации отношений между Израилем и арабами инициативой Трампа будет нарушен».

Что более важно, в том числе для самого Израиля, в силу очень большого количества конфликтов на Ближнем востоке палестинская проблема оказалась на периферии общего внимания, все были заняты другими делами, указала востоковед.

«Благодаря Трампу палестинская проблема сегодня снова выдвигается на первый план, – продолжила она. – Это означает только одно: надо искать пути для возобновления переговоров и какого-то решения. Готов это сделать Трамп? Думаю, нет. А если этого не будет, то мы можем получить сейчас на палестинских территориях в арабском мире взрыв возмущения, потому что там крайне негативно восприняли на общественном уровне то, что сказал Трамп. И на это должны будут реагировать арабские элиты, которые сами попали в очень сложное положение».

С этой точки зрения, решение было совершенно непродуманно, считает профессор.

«Если же говорить об арабской улице, то это может привести к росту антиамериканизма и антиизраильских настроений, что, конечно, будет означать уменьшение безопасности для тех американцев, кто находятся в регионе. Пока трудно представить все масштабы последствий решения Трампа. Очень надеюсь, однако, что самый плохой сценарий все-таки не будет реализован. Но то, что решение целого рядов вопросов усложнится, для меня несомненно. Признаться, не понимаю, зачем сейчас это нужно было делать. Каким образом инициатива может содействовать миру, как сказал Трамп, я не вижу», заключила Ирина Звягельская.

Возможно, к этому президента подтолкнули какие-то причины внутреннего характера, предположила она.

XS
SM
MD
LG