Линки доступности

Российские спецслужбы по-своему готовятся к выборам депутатов Европарламента


Собеседники «Голоса Америки» уверены, что у Кремля есть ресурсы для дестабилизации обстановки в странах Запада и призывают правительства этих стран усилить меры безопасности

Британская газета Financial Times опубликовала статью, в которой говорится, что разведывательные службы стран ЕС предупредили свои правительства о планируемых российскими властями диверсиях на территории Европы.

По данным источников издания, российскими спецслужбами через своих агентов могут быть осуществлены акты насилия и промышленного саботажа, взрывы, поджоги и нанесение другого имущественного ущерба инфраструктуре стран Запада. При этом, по мнению собеседников Financial Times, российских заказчиков этих преступных действий не заботят возможные жертвы среди гражданского населения ЕС.

Представители трех европейских стран высказали опасения, что российские агенты, которые и раньше проводили диверсии в Евросоюзе, будут теперь действовать более агрессивно и согласованно. Поэтому властям западных государств Евросоюза необходимо в самое ближайшее время усилить меры безопасности.

В этой связи в статье отмечается, что из-за враждебных действий России европейские службы безопасности находятся в состоянии повышенной готовности. Поводом для этого стали, в частности взрыв на британском заводе боеприпасов BAE Systems в Уэльсе в апреле этого года и случившийся 3 мая пожар на берлинском заводе оружейной компании Diehl. Оба предприятия производят вооружения для ВСУ. Кроме того, диверсии, в совершении которых подозреваются российские спецслужбы и их прокси, в последнее время были зафиксированы в Швеции, Чехии, Эстонии и ряде других европейских стран.

«Сейчас у нас будут европейские выборы, и поэтому мы видим разного рода саботажи и действия агентов влияния»

Аналитик Польского института международных отношений (PISM) Агнешка Легуцка (Agnieszka Legucka) отмечает, что с момента, когда Польша стала хабом для переправки военной и гуманитарной помощи из стран Запада в Украину, она превратилась в мишень для разнообразных гибридных атак со стороны России и Беларуси.

«И эта тенденция не уменьшается. Сейчас у нас будут европейские выборы, и поэтому мы видим разного рода саботажи и действия агентов влияния не только в Польше. А у нас рассматривается дело судьи, который сбежал в Беларусь. И раньше тоже были случаи, когда российские и белорусские спецслужбы вербовали своих агентов из белорусских беженцев для дальнейшего их использования на территории Польши в интересах Москвы и Минска, которые являются соагрессорами против Украины», - отметила она в своем комментарии для Русской службы «Голоса Америки».

Пани Легуцка также упомянула о том, что двое подозреваемых в покушении на Леонида Волкова в середине марта в Вильнюсе оказались гражданами Польши, связанными с группировкой футбольных хулиганов. «Есть некоторые группы поляков, которые очень критически относятся к Европейскому Союзу и выступают против Украины. И среди членов этих групп Россия и Беларусь ищут людей для осуществления диверсионных действий», - добавила она.

И подчеркнула, что считает очень важным предупреждение о готовящихся провокациях российских агентов в канун выборов в Европарламент.

«У Кремля есть экспансионистские планы, выходящие за пределы Украины»

Российско-американский историк, автор книг по истории советских и российских спецслужб Юрий Фельштинский считает главной проблемой то, что на Западе не знают подлинных масштабов проникновения российских агентов. «Нам кажется, что мы разоблачили многих из них, но я подозреваю что это не так», - отметил он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

По оценке Фельштинского, с момента прихода Владимира Путина к власти в России, инфильтрация российской агентуры в страны евроатлантического сообщества проводилась достаточно активно. «Поскольку Россия буквально до 24 февраля 2022 года считалась, по существу, партнером и ни в коем случае не врагом, то инфильтрация осуществлялась с легкостью и ни у одной из европейских стран не было задачи отслеживать эту инфильтрацию или изучать те или иные связанные с Россией структуры, независимо от того, занимались ли они бизнесом, общественно-политическими вопросами или культурными связями. Никакие центры не изучались с целью использования их госбезопасностью для потенциального подрыва демократической системы Запада», - рассказал эксперт.

Сейчас проникновение российских агентов влияния в различные западные структуры стало представлять повышенную опасность, поскольку очевидно, что у России в отношении Европы есть агрессивные намерения. А эскалация военных действий указывает, что у Кремля есть экспансионистские планы, выходящие за пределы Украины. На что, по мнению Фельштинского, указывают и заявления Путина, касающиеся проведения учений по применению тактического ядерного оружия.

«Поэтому проблема очень серьезная, - убежден Фельштинский. – В России подрывом демократической системы на Западе занимаются, по крайней мере, две спецслужбы – ФСБ и Главное разведывательное управление по линии Министерства обороны. В ФСБ этим традиционно занималась Вторая служба и Служба по защите Конституции и борьбе с терроризмом. Поэтому, по крайней мере, с 2012 года была запущена большая программа по вербовке и обучению террористов из числа граждан мусульманского вероисповедания, проживающих на территории Российской Федерации и в бывших советских республиках. Программа эта насчитывала порядка 600 человек, руководил ею генерал-лейтенант Михаил Владимирович Белоусов (ныне – член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности А.П.), под его командованием была группа высокопоставленных офицеров в ранге полковников, они занимались вербовкой и обучением террористов с засылкой их в Европу для проведения террористических актов. И эти люди до сих пор находятся там, куда их заслали. Кто-то из них был задействован, и мы об этих терактах знаем – они проводились в Европе и в Соединенных Штатах. Кто-то, естественно, остался в резерве. И я думаю, что мы эту проблему недооцениваем».

«Вербовочных баз у российских спецслужб здесь очень много»

Российский оппозиционный политик, в прошлом офицер советских и российских спецслужб Геннадий Гудков утверждает, что у Кремля есть «огромные ресурсы» для организации провокаций и терактов на территории западных стран. «Главный фактор – огромная миграция неустроенных, гонимых, без денег, находящихся в условиях достаточно открытой дискриминации людей. Часть из них зависима от ситуации в России, от своих родных и близких, от имущества и остаточного бизнеса. То есть, люди очень уязвимы во всех смыслах», - описывает он ситуацию в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

И делает вывод, что на сегодняшний день вербовочная база для российских спецслужб весьма широка, и сам процесс вербовки не представляет большой трудности. «Не захотел (идти на контакт) один, захочет другой, тут беспроигрышная ситуация. Это – первое условие. Второе – огромный неучтенный финансовый ресурс, находящийся за рубежом. Третье – наличие пророссийских организаций в структурах Европы. Например, в Болгарии рейтинг одобрения Путина в той, или иной степени – 37%. Партий, которые получают финансирование из Москвы, в Европе хватает. И они пытаются сделать себе имидж на Путине и на выступлениях против помощи Украине. Поэтому вербовочных баз у российских спецслужб, несмотря на сокращение их возможностей, здесь очень много. И ресурсов много. Поэтому, когда меня спрашивают, есть ли у России ресурсы для провокаций и убийств за рубежом, я отвечаю: однозначно да, и в достаточно большом количестве», - подчеркивает Геннадий Гудков.

«Мы не будем жить в безопасном обществе, если увеличатся пророссийские настроения»

На вопрос, что следует предпринять странам Запада для того, чтобы минимизировать возможности российских агентов проводить диверсии в странах ЕС и НАТО, российский оппозиционер отвечает: «Усилить контрразведывательную работу, сделать более жесткими контрразведывательные режимы. Это я употребляю старую терминологию – когда я учился в Академии внешней разведки, у нас четко говорили, что есть страны с жестким контрразведывательным режимом, и есть страны, где этот режим гораздо мягче. Потому что, если есть серьезная вербовочная база для российских спецслужб, точно такая же широчайшая база для вербовки и для обретения агентурных позиций есть и у спецслужб тех стран, где сегодня большая российская эмиграция. То есть, это просто серьезная профессиональная работа правоохранительной системы, системы спецслужб, которая должна выявлять, пресекать и упреждать работу российских агентов».

По оценке Геннадия Гудкова, сегодня у спецслужб есть такие возможности, которых никогда не было раньше, в том числе – контроль электронных средств связи. «Технические средства сейчас позволяют решать задачи, которые были крайне сложны для решения еще 20–30 лет назад. Поэтому я считаю, что у западных спецслужб есть такие же возможности, как у российских. Может быть, у них нет таких ресурсов, как у путинского режима, но государства Запада должны понимать, что существует угроза их национальной безопасности и усилить работу своих спецслужб, лучше ее финансировать, дать дополнительные полномочия и ресурсы, если это необходимо. Не нужно ничего бояться, надо просто профессионально и грамотно работать. Такие возможности у западных спецслужб есть», - подытоживает Геннадий Гудков.

Для того, чтобы по возможности свести к нулю попытки российских спецслужб дестабилизировать обстановку на Западе Агнешка Легуцка считает необходимым укреплять коммуникацию между властями и обществом. «И больше работать с теми группами, которые могут быть потенциальным ресурсом для России и Беларуси. У нас есть специальные институции, которые работают с этими группами, правда, их работа не предается широкой огласке. Но количество провокаций (российских агентов на Западе) увеличивается и нам нужно быть готовыми к этому в будущем. Самое главное, чтобы в нашем обществе было доверие к демократическим институтам, а Россия и Беларусь стараются делать все, чтобы этого доверия было меньше. Для этого они поддерживают евроскептиков и противников Украины на Западе, и это очень важно учитывать, потому что мы не будем жить в безопасном обществе, если увеличатся пророссийские настроения», - отмечает аналитик Польского института международных отношений.

В качестве решения проблемы инфильтрации российских агентов в западное общество Юрий Фельштинский предлагает отменить систему двойного гражданства и закрытие абсолютно всех общественно-политических структур, которые были созданы при участии российского правительства.

«Например – “Россотрудничество”, многочисленные культурные фонды, есть и многочисленные религиозные организации, куда были внедрены на службу засланные из Российской Федерации агенты. И если этим заниматься, то, в принципе, это довольно легко определить», - подчеркивает эксперт.

И добавляет, что, к сожалению, культурных и общественно-политических организаций, к которым бы не имело отношения российское правительство, практически, не осталось. «Повторю, с 2000 года основной задачей Кремля было контролировать русское зарубежье. И эта задача к 2022 году была реализована. Возьмем созданный Владимиром Путиным и возглавляемый (до сентября 2023 года – А.П.) Вячеславом Никоновым фонд “Русский мир”. Дело не в том, что Никонов – внук Молотова, а в том, что он – офицер госбезопасности. Структура эта в какой-то момент существовала в 89 странах, и поверьте мне, что эта структура занимается исключительно подрывной деятельностью, если иметь в виду западные демократии», - убежден автор книг по истории советских и российских спецслужб.

Форум

XS
SM
MD
LG