Линки доступности

ЕС за эмбарго на экспорт иранской нефти


ЕС за эмбарго на экспорт иранской нефти
ЕС за эмбарго на экспорт иранской нефти

К чему приведут новые санкции против Ирана? Российские эксперты не исключают вероятности военного конфликта в регионе

Члены Евросоюза решительно настроены запретить импорт иранской нефти-сырца с тем, чтобы оказать дополнительное давление на Тегеран и заставить его отказаться от ядерной программы. Об этом сообщило в четверг 5 января Би-Би-Си со ссылкой на заявление министра иностранных дел Франции Алена Жюппе. Ожидается, что официально о запрете будет объявлено на саммите министров иностранных дел ЕС в конце января.

США, которые сами недавно ввели новые санкции против Ирана, по данным Би-Би-Си, приветствовали этот шаг.

Напомним, ранее Госдепартамент США ввел запретительные меры в отношении товаров и услуг, используемых нефтехимической отраслью Ирана, чтобы избежать инвестиций в нее со стороны иностранных компаний.

В свою очередь, Министерство финансов США объявило Иран территорией «отмывания денег, вызывающей первоочередные опасения». Министр финансов Тимоти Гейтнер заявил журналистам, что это должно послужить для иностранных правительств и компаний предостережением о необходимости сократить сотрудничество с иранскими финансовыми институтами. Американским компаниям и частным лицам уже запрещено вести дела с Ираном.

Ален Жюппе также предлагал не только наложить эмбарго на экспорт иранской нефти, но и заморозить активы иранского Центрального банка.

В самый канун Нового года президент США Барак Обама подписал закон, вводящий санкции против финансового сектора Ирана и в том числе Центробанка. Закон должен вступить в силу через шесть месяцев с момента его опубликования.

Тем временем, по инициативе Тегерана между президентом РФ Дмитрием Медведевым и его иранским коллегой Махмудом Ахмадинежадом состоялся телефонный разговор, в ходе которого стороны обсудили разработку конвенции о правовом статусе Каспия, иранскую ядерную проблему и ситуацию на Ближнем Востоке, сообщила в четверг пресс-служба Кремля.

«Медведев с удовлетворением отметил позитивную оценку президентом Ирана российской инициативы – плана поэтапного восстановления доверия к иранской ядерной программе. Стороны условились продолжить консультации по этому вопросу», – проинформировала пресс-служба.

Главы обоих государств также высказались за активизацию усилий по разработке конвенции о правовом статусе Каспийского моря в соответствии с реализацией достигнутых прежде договоренностей.

Экономическая катастрофа или еще один щелчок по носу?

Для старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН профессора Владимира Сажина решение ЕС не стало «кричащей» новостью.

«Идеи этих санкций возникли сразу после того, как Иран категорически отказался идти на какие-то компромиссы с “шестеркой”, с МАГАТЭ и мировым сообществом в целом. Последним толчком тут стала резолюция МАГАТЭ и прежде всего доклад гендиректора организации, который серьезно обвинил Иран в том, что в иранской ядерной программе существует военная составляющая. Это стало последней каплей, переполнившей терпение США и европейских стран», – сказал он в интервью «Голосу Америки».

На его взгляд, если санкции будут ведены, это сильно ударит по экономике Ирана.

«По разным подсчетам, от 65 до 80% валютных поступлений Ирана обеспечивается за счет продажи нефти. Совершенно ясно, что сокращение закупок нефти приведет к катастрофическим последствиям для иранской экономики и финансовой системы», – добавил профессор.

Доктор политических наук, специалист по внешней политике Игорь Зевелев относит новые санкции против режима Ахмадинежада к стандартным механизмам эскалации конфликта в международных отношениях.

«В последние месяцы мы видим очевидное возрастание напряженности во взаимоотношения между Западом, включая США и Европу, и Тегераном. Введение очередных санкций против Ирана – закономерный этап в этой эскалации. При этом Иран провел достаточно провокационно выглядящие военно-морские учения, а также сделал ряд откровенно провокационных заявлений по поводу возможной блокады Ормузского пролива», – подчеркнул он в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Однако политолог не думает, что очередное ужесточение санкций против Тегерана даст какой-то очевидный результат и принесет осязаемые плоды.

«Ситуация пока развивается по крайне негативному сценарию. Боюсь, что в новом году мы будем свидетелями дальнейшего возрастания напряженности в регионе. Катастрофическое развитие событий, а именно военный конфликт, полностью исключать нельзя», – резюмировал он.

Чем редька слаще хрена?

Члены Совета Безопасности ООН Россия и Китай выступают против «карательных» мер в отношении Тегерана. Аналитики отмечают, что нынешняя напряженность вокруг Ирана объективно выгодна для российских экспортеров углеводородов на европейский рынок.

С точки зрения Владимира Сажина, Пекин и Москва еще надеются уговорить Иран отказаться следовать рекомендациям МАГАТЭ и Совбеза ООН. «Насколько это окажется реальным, покажет будущее», – отмечает он.

Востоковед считает, что Китай, кроме политических дивидендов от своей мягкой позиции по отношению к Тегерану, получает экономическую выгоду от тесных связей с Ираном.

«От 11 до 14 процентов нефти, которая импортируется Китаем, это иранская нефть. Китай крайне заинтересован в ее поставках», – констатирует эксперт.

При этом он уверен, что Саудовская Аравия вполне способна обеспечить Европу углеводородами, которых та может лишиться из-за эмбарго против Ирана.

Игорь Зевелев согласен с оппонентом: Россия исходит из того, что еще не исчерпана возможность дипломатических усилий по решению этой проблемы. «Однако видимых результатов такая политика пока не приносит», – констатирует он.

Политолог признает, что в краткосрочном, утилитарном плане Россия выигрывает от складывающейся вокруг Ирана обстановки.

«Да, это ведет к росту цен на нефть и дает дополнительные доходы. Но сводить к этому ни в коем случае нельзя. Все-таки не в интересах РФ нуклеаризация Ирана и война в регионе», – утверждает политолог.

С его точки зрения, по некоторым пунктам позиции России и стран Запада совпадают. «Например, никто не заинтересован в том, чтобы на планете появилась новая ядерная держава», – убежден он.

С другой стороны, Москва исходит из того, что военный конфликт с Ираном по своим последствиям был бы еще худшим вариантом, подытожил специалист по внешним отношениям.

Другие материалы о политике читайте в рубрике «Политика»

XS
SM
MD
LG