Линки доступности

Европа готовится к «зимовке»


Европарламент принял решение о создании механизма, призванного обеспечить непрерывность поставок газа

«Газовая война» между Россией и Украиной хорошо запомнилась европейцам, которые решили «извлечь уроки» из кризиса зимы 2008, когда миллионы людей в 17 странах ЕС дрожали от холода в нетопленных жилищах. Каковы бы не были политические перипетии соседей ЕС, граждане должны иметь гарантированные поставки, а ЕС защитить свою энергетическую независимость от «капризов людей и погоды», – так считают депутаты Европарламента, которые проголосовали за создание нового механизма, защищающего потребителей в условиях кризиса.

Новые правила «позволят защитить бесперебойность поставок потребителям, включая жилища и жизненноважные услуги, по меньшей мере на 30 дней в случае кризиса», – огласил цель новой законодательной инициативы, ответственный докладчик, испанский депутат Алехо Видаль-Квадрас. – «Ключом механизма является солидарность».

Пакет мер, утвержденный на голосовании сегодня утром, «за» – 601, «против» – 27, «воздержавшихся» – 23, – предписывает странам-членам ЕС создать инфраструктуры, которые позволять координировать ответ в случае газового кризиса. Национальные планы должны быть подготовлены в течение двух лет.

Комиссар по Энергии Гюнтер Оттингер приветствовал завершение законодательного процесса и огласил размер бюджета – 1,4 млрд евро. «Регулирующее законодательство – основной шаг в обеспечении каждого жилища газом, в случае перебоев с поставками», – сказал Оттингер.

Правительства совместно с газовыми компаниями должны быть полностью подготовленными в случае кризиса и сбоев поставок, действия должны быть скоординированными как на национальном, так и на европейском уровне. С технической стороны основное внимание будет уделено созданию хранилищ и трубопроводов с двусторонним потоком.

Пакет мер предусматривает гарантии обогрева жилищ еврограждан в случае особенно низких температур. Газовые компании ЕС будут обязаны обеспечить бесперебойные поставки в следующих ситуациях: экстремальные температуры в течение недели; в любой период особенно высокого спроса, обеспечение в течение 30 дней; по меньшей мере 30 дней в случае перебоев в обычных зимних условиях.

Европа и российский газ

«Это не только вопрос погодных условий, так как кризис поставок может быть геополитическим, техническим, могут быть и проблемами с ценами – мы весьма зависимы от внешних поставщиков», – сказал «Голосу Америки» Алехо Видаль Квадрас. «Мы пострадали от перебоев в поставках в сезоны 2005-06 и 2008-09 годов и должны быть готовы к сбоям в будущем, – продолжил он. – 30 дней – стандартный и адекватный срок в случае кризиса».

Развивая тему зависимости ЕС от поставок российского газа, Алехо Видаль-Квадрас сказал, что «следует быть реалистами и принимать ситуацию такой, какова она есть. ЕС прилагает огромные условия для того, чтобы диверсифицировать источники энергии. Но пока нереально говорить о независимости от российских поставок. В ближайшие десятилетия, а может быть и больше, российскому газу нет реальной альтернативы».

Солидарность – это для чрезвычайных ситуаций. «В повседневных ситуациях рынок решает все проблемы самостоятельно», – уверен испанский депутат. Завершающим этапом законодательной процедуры станет формальное утвреждение пакета Советом ЕС в октябре сего года.

На момент написания статьи в пресс-службе Российской миссии при ЕС комментариев относительно создания европейского механихзма энергетической безопасности не было. Никакой информации о том, появиться ли комментарий вообще и когда, пресс-служба не предоставила.

Союз и государства

Комментарий «Голосу Америки» о том, как воспринимается сегодняшее законодательство в России, был любезно предоставлен экспертом Института Восток-Запад (EWI, Brussels) Данилой Бочкаревым, который усматривает в сегодняшем законодательстве «логический шаг на пути создания либерализированного рынка газа ЕС и постепенного, пусть малозаметного перемещения полномочий… от национальных правительств – к Еврокомиссии».

Этот взгляд находится в прямом противоречии с точкой зрения основного докладчика Алехо Видaль-Квадраса, который посетовал «Голосу Америки» на то, что роль Еврокомиссии могла бы быть намного более значительной, но такой ситуации не хотят различные страны-члены. «Не буду уточнять какие, – сказал он засмеявшись, – это выясните в Совете ЕС».

Очевидно, что ЕС даже в рамках Лиссабонского договора весьма далек от создания «Соединенных Штатов Европы».

Данила Бочкарев напоминает, что система создания подземных газовых хранилищ – «дорогостоящее удовольствие, в свое время принятое в штыки представителями ведущих европейских компаний», он предполагает, что их позиция не изменилась. «...Формально представленное как защита прав потребителей, сегодняшнее решение – часть соперничества между Евроинститутами и странами-членами ЕС за контроль над регулированием энергосектора ЕС».

Тем не менее, наиболее пострадавшие от кризисов довольны: «Невозможно зависеть от одного трубопровода даже такому маленькому потребителю как Болгария», – сказал «Голосу Америки» болгарский депутат Владимир Уручев, член Комитета по промышленности, исследованиям и энергии.

Он «очень доволен» новым законодательством, которое создаст инфраструктуры, позволяющие чувствовать себя защищенными от любых напастей: «ведь перебои могут возникнуть по самым разным причинам: и техническим, и климатическим, и политическим». Хотя Владимир Уручев считает, что, несмотря на усилия ЕС по развитию альтернативных источников энергии, пока что функциональной замены газу нет, «даже с экологической точки зрения – газ продолжает оставаться самым эффективным топливом». Хотя, по его мнению, идеалом было бы создание «общеевропейского газового рынка» в рамках единой энергетической политики ЕС. Но пока что это отделенные перспективы, также как и строительство газопроводов «Южный поток» и «Набукко».

Тем не менее, принятое законодательство «шаг в сторону создания единой энергетической политики», – уверен болгарский депутат.

Союзанн Нис, глава отдела энергетической политики объединения электрической промышленности Eurelectric, обратила внимание «Голоса Америки» на то, что «принятый механизм находится в полном соответствии с Лиссабонским договором, в котором солидарность стран-членов ЕС законодательно закреплена».

Новый исторический контекст представляет помощь как право, а не как милость. Произошли изменения и на мировом рынке газа, так как США стали больше использовать сланцевый газ, что освободило объемы сжиженного газа и снизило цены на него. Из-за мирового финансового и экономического кризиса снизилось потребление газа в Европе в целом. «Сегодня ситуация на газовом рынке не такая напряженная – считает Сюзанн Нис, – но это не будет продолжаться бесконечно, так как “жажда” азиатских экономик растет». Поэтому момент необходимо использовать для создания инфраструктур, позволяющих не только перекачивать газ с Востока на Запад, но и в обратном направлении – в случае кризиса.

«ЕС продолжает серьезно обсуждать диверсификацию поставок, чтобы получать энергоносители не только из России, Норвегии и Алжира, но и от третьих стран, таких как Туркмения, к ресурсам которых нет прямого доступа», – говорит Нис.

Взгляд в будущее

Хотя Сюзан Нис согласна с общепринятым мнением, что реальных альтернатив газу в краткосрочной перспективе нет, она уверена, что «надо смореть дальше, в перспективу до 2050 года, когда электроэнергия вытеснит газ, потому что будут использоваться альтернативные источники энергии – солнечная, энергия ветра и пр… ЕС сегодня серьезно задумывается не только над диверсификацией путей поставок, но и источников энергии».

Несмотря на эти «заметные долгосрочные амбиции», необходимо решать актуальные проблемы. Поэтому принятое новое законодательство является хотя и небольшим, но успешным шагом в координации действий стран-членов. Хотя, по-прежнему, ответственность ложиться на правительства, которые должны выбирать соответствующий ответ, который в принципе не может быть унифицирован из-за европейского разнообразия.

О других событиях в мире читайте здесь

XS
SM
MD
LG