Линки доступности

«Убийца» Эстемировой предоставил образец ДНК


Олег Орлов
Олег Орлов

Российские правозащитники заявили, что следствие упорно придерживается бесперспективной версии

14 июля накануне второй годовщины убийства известной чеченской правозащитницы и журналиста Натальи Эстемировой в Независимом пресс-центре был представлен доклад по результатам, полученным в ходе независимого расследования преступления.

Расследвоание провели «Новая газета», Международная Федерация в защиту прав человека (FIDH) и Правозащитный центр «Мемориал». В документе указывается, например, на несоответствие вещественных доказательств, найденных в автомобиле, который по версии следствия использовался для похищения, на отсутствие анализа ДНК подозреваемых и на нежелание расследовать возможную причастность милиции Курчалоевского района.

Председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина рассказала, что Эстемирова за несколько дней до гибели сообщила о публичной казни, которая произошла 7 июля 2009 года в селе Ахкинчу-Борзой Чеченской республики.

«Утром сотрудниками Курчалоевского РОВД из своего дома были похищены два человека – отец и сын Альбековы. Вечером того же дня отца – Ризвана Альбекова вывели из машины на центральной площади селения в очень тяжелом физическом состоянии, в нижнем белье. Ему задали вопрос, помогал ли он боевикам? Ризван качнул головой, что можно было истолковать как угодно. Его расстреляли, сказав всем присутствующим, что так будет с каждым, кто посмеет помогать боевикам», – рассказала Ганнушкина.

По словам правозащитницы, Наталья Эстемирова предала этот факт гласности, подписав информацию своим именем, чем навлекла на себя сильное раздражение у властей республики.

Отвечая на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки», Ганнушкина пояснила, что уголовное дело о расстреле Ризвана Альбекова было возбуждено, однако спустя время родственники убитого заявили, что он «умер от инсульта».

«По сути, не расследуются и многие другие вызывающие преступления. Активисты организации «Спасти поколение» Зарема Садуллаева и ее муж Алик Джабраилов были убиты в Грозном спустя три недели после гибели Натальи Эстемировой. Это убийство также осталось нераскрытым», – добавила Светлана Ганнушкина.

Председатель Совета ПЦ «Мемориал» Олег Орлов заявил, что независимые эксперты начали собственное расследование из-за того, что следствие отказывается предоставить общественности материалы дела.

«Наше расследование не может подменить собой следствие, оно может лишь исследовать некоторые аспекты дела, помочь следствию и поставить преграду возможным фальсификациям», – подчеркнул Орлов.

По его мнению, следствие, отбросив все остальные версии, сосредоточилось на единственной убийства Эстемировой – мести боевиков во главе с Алхазором Башаевым и его родным братом Анзором. Алахазор убит, а Анзор в настоящее время проживает во Франции.

«Анзор без всякого принуждения, по своему желанию вышел на журналистов и дал интервью, в котором опроверг участие в убийстве. Он уехал из Чечни до убийства правозащитницы.

В рамках расследования мы установили с ним контакт и в присутствии судебного пристава Франции и адвокатов провели его опрос. Башаев в добровольном порядке предоставил свои биологические образцы для проведения сравнительных анализов (с теми, что были в руках следствия)», – констатировал Орлов.

Обнаруженное следствием образцы ДНК, принадлежащее вероятным похитителям и убийцам Эстемировой – пот на ее блузке и подногтевые образцы, – были истрачены безрезультатно. Материал истрачен без остатка, нужного для сравнения с ДНК Башаева.

«Доказательства были полностью израсходованы. Возможности исчерпаны. Следствие само поставило крест на дальнейшем расследовании. Однако все материалы свидетельствуют, что в отношении Башаевых никаких доказательств нет», – резюмировал Орлов.

С его точки зрения, полностью забыта версия причастности силовиков к похищению Эстемировой.

«Почему не взяли ДНК у других подозреваемых? – спрашивает Орлов. – Роют только в одном направлении, которое, на наш взгляд, не имеет перспектив. Странно».

Орлов пришел к выводу, что нет серьезных оснований считать версию причастности Башаева к гибели хоть сколь-нибудь достоверной и заслуживающей внимания.

Светлана Ганнушкина сообщила, что данный доклад 5 июля передан первому лицу государства – Дмитрию Медведеву.

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

XS
SM
MD
LG