Линки доступности

Еркин Ракишев против Бората


Борат
Борат

В первых числах января в одном из кинотеатров Лондона состоится премьера фильма казахстанского режиссера Еркина Ракишева «Брат мой, Борат». Картина представляет собой черную комедию – пародию на нашумевшую ленту 2006 года «Борат». В оригинале персонаж известного британского комика Саши Барона Коэна – журналист из Казахстана – отправляется в путешествие по Америке.

Помимо завидной кассы, фильм собрал массу негативных рецензий, главным образом от обиженных на шутки псевдожурналиста казахстанцев. Несмотря на то что местные прокатчики фильм в Казахстане показывать не рискнули, многие посмотрели «Бората» в Интернете. Среди них оказался и режиссер Ракишев, который решился нанести ответный удар студии «Двадцатый век Фокс» и лично Барону Коэну.

Бюджет картины «Брат мой, Борат» уложился в миллион долларов, а на создание фильма ушло полгода. Но о прибыли Ракишев не думает и утверждает, что будет считать свою миссию выполненной, если комик откажется от съемок второй части приключений «казахстанского журналиста».

Жамиля Айманбетова: Вам не кажется, что вы немного поздно спохватились? Страсти по «Борату» утихли еще года два назад.

Еркин Ракишев: Нацистских преступников до сих пор судят, а то, как обошелся Барон Коэн с чувствами всего казахстанского народа, иначе как преступлением не назовешь. В одном из своих последних интервью этот комик заявил, что снимет вторую часть своего фильма о Борате, где опять будет издеваться над государственной символикой нашей страны. Я считаю, что мы не должны позволить развитию этой тенденции в кинематографе, ведь завтра может найтись другой «юморист», который захочет посмеяться над святынями еврейского или любого другого народа. К чему мы придем в итоге?

В погоне за материальной выгодой компания «Двадцатый век Фокс» и Саша Барон Коэн позволили себе шутить над темами, высмеивая которые легко перейти грань между шуткой и оскорблением. Когда появились первые заявления, осуждающие фильм, оппоненты сказали, что Барон Коэн смеется не только над казахстанцами, но и над американцами в том числе. Но если над другими национальностями в своих картинах он шутит, то нас он оскорбил.

Ж.А.: Зачем же вы тогда используете в названии своего фильма имя героя, принесшего столько неприятностей имиджу Казахстана? Не логичней было бы просто создавать фильмы, которые демонстрировали бы, что Казахстан, показанный комиком, и Казахстан реальный – разные вещи?

Е.Р.: Мы решили сделать из лимона лимонад. На очередной казахстанский фильм зритель вряд ли пойдет так активно, как на фильм, связанный с уже существующим брендом. Можно сказать, что мы используем Бората против него самого же. По сюжету американец Джон приезжает в Казахстан после просмотра «Бората» и встречает здесь отстающего в развитии братишку псевдожурналиста Биллоу, который упоминается в фильме Коэна. Сам Борат появляется в фильме только раз – в виде гипсового чертика в самом начале фильма, а в конце я обламываю ему его рога. В качестве фона для развивающихся в ленте событий послужили виды Алматы и его пригороды, олицетворяющие современную страну с развитой инфраструктурой.

Ж.А.: До вас пристыдить Сашу Барона Коэна пытались казахстанский МИД и шоумен Жантемир Баймухамедов, который ездил в Лондон, представляясь братом Бората. Вам не кажется, что такие акции имеют обратный эффект?

Е.Р.: Не забывайте, что я – режиссер с опытом. Мои картины пользуются успехом у так называемого простого народа. Думаю, после того, как голливудские кинокомпании увидят мои картины и то, как я их там высмеиваю, они задумаются: а стоит ли марать свое имя о проекты Коэна?

Ж.А.: Вы никогда не думали о том, что у любого зрителя всегда есть выбор смотреть то или иное кино, верить или не верить тому, что ему показывают? Возможно, если картина «Борат» собрала такую большую кассу, значит, современная киноаудитория нуждается именно в таком жанре.

Е.Р.: Винить зрителя не стоит. Форд когда-то сказал: «Сделайте мне хорошую рекламу, и я буду продавать болты как средство от гриппа». Люди пошли на фильм «Борат» прежде всего благодаря агрессивной рекламной кампании, поэтому я возлагаю основную ответственность за популярность фильма на кинокомпанию, его спродюсировавшую.

Да, некоторым людям может быть интересно смотреть такие фильмы, как «Борат», но крупные корпорации не должны идти у них на поводу. Ведь нужно думать на несколько шагов вперед. А что будет, если каждый будет играть на низменных чувствах аудитории? Я уже знаю о случаях, когда казахстанцы попадали в неприятные ситуации и даже конфликты на почве этого фильма. А искусство не должно рождать насилия, иначе это плохо кончится.

Новости культуры читайте здесь

XS
SM
MD
LG