Линки доступности

Россия и Беларусь: что будет с Союзным государством


Россия и Беларусь: что будет с Союзным государством
Россия и Беларусь: что будет с Союзным государством

Станислав Шушкевич, первый глава независимой Беларуси. В 1994 году снят с поста председателя Верховного Совета Белоруссии по инициативе парламентской комиссии, которую возглавлял Александр Лукашенко. Тогда же принял участие в президентских выборах, не вышел во второй тур и президентом стал Лукашенко.

Не признал итоги референдума 1996 года об изменении Конституции Беларуси, предоставившей Александру Лукашенко дополнительные полномочия и возможность оставаться во власти неограниченное время, и отказался войти в состав белорусского парламента, сформированного на основании референдума. Доктор физико-математических наук. Автор нескольких книг. Ныне пенсионер, его персональная пенсия в пересчете на доллары США составляет один доллар десять центов.

Алекс Григорьев: Зачем, по Вашему мнению, создавалось Союзное государство России и Беларуси?

Станислав Шушкевич: Благодаря этому проекту Лукашенко получил российскую поддержку. Российские власти хотели здесь видеть одного человека, а не парламент, потому что одним проще манипулировать.

А Лукашенко пошел по пути, рекомендованном Маккиавелли для сохранения монархии. Он должен был создать и внутренних, и внешних врагов. Внутренними врагами он назвал оппозицию, а внешними – Запад и НАТО. И он пообещал россиянам, что будет защищать их от Запада и НАТО, а также будет давить внутренних врагов, поскольку все они антироссийски настроены. Это, конечно, была глупость, но он успешно развивал эту мысль, потому что аппетиты у него были очень большие – он даже претендовал на кремлевский престол. Союзное государство ему было нужно для того, чтобы претендовать на власть в России, не будучи гражданином России.

А Москва шла на это, понимая, что в России Лукашенко ничего не получит, но у Москвы появится возможность прибрать к рукам Беларусь.

Это все приобрело такие уродливые формы. Посмотрите: Совет министров союзного государства возглавляет Павел Бородин – махинатор и преступник. Его нельзя пускать в цивилизованное общество – он рассказывает неприличные анекдоты, врет бессовестно…

Но сейчас на Союзное государство никто не обращает внимания – это похороненный проект, и он никогда не оживет.

Станислав Шушкевич
Станислав Шушкевич

А.Г.: Но Россия по-прежнему крайне активно сотрудничает с Беларусью, в том числе и в военной сфере…

С.Ш.: Это другой вопрос. Россия гораздо шире смотрит на этот вопрос – в рамках ОДКБ. Это новый Варшавский договор, только без стран Европы. Конституция Беларуси запрещает встревать в любые подобные договоры – мы стремимся к нейтральности. Но Лукашенко пошел на это.

А России это выгодно, потому что войска быстрого реагирования можно укомплектовать не только российскими солдатами, но и белорусскими. Зачем терять россиян в Чечне – можно терять и белорусов. Я напомню, что в Афганистане из 13 тысяч погибших советских солдат более 800 были белорусами – то есть, доля погибших к общему количеству населения у белорусов самая большая.

А.Г.: Каков Ваш прогноз будущего российско-белорусских отношений?

С.Ш.: Ничего не будет. Я обрадовался, увидев в блоге Медведева критику в адрес Лукашенко. Фактически российская цензура перестала действовать в отношении Беларуси. И российские СМИ стали публиковать правду. А потом – через три дня после публикации в блоге Медведева – выступил Путин и заявил, что наметились сдвиги по Союзному государству, и Лукашенко чуть ли не согласился на введение единой валюты. Никогда он на это не согласится! Это для него гибель будет.

А теперь Медведев снова обнимается с Лукашенко, а Лукашенко объясняет, что милые бранятся – только тешатся. То есть, Россия не поставила его на место, хотя есть за что. Для России он выгоден!
Посол России, казалось бы человек, для которого недопустимы такие действия, заявляет, что у Лукашенко поддержка составляет 70 процентов, повторяя таким образом пропагандистские заявления и реально солидаризуясь с ними. России другой президент Беларуси не нужен, потому что все российские интересы здесь соблюдаются.

А.Г.: А почему, по Вашему мнению, не будет единой валюты?

С.Ш.: Когда рассуждают об этом, упускают одну важную вещь. Российский и белорусский рубль произошли от советского рубля в одно и то же время. Только белорусский рубль был в десять раз дороже советского, а Россия ввела курс рубль на рубль.

Россия пережила дефолт, там были серьезные потрясения, менялись правительства, в Беларуси была стабильность Лукашенко…Но сейчас за один российский рубль дают сто белорусских. То есть, за это время белорусская валюта обесценилась в тысячу раз! Но об этом никто не говорит! Я физик, я знаю, что надо анализировать «вход» и «выход». Ни один президент, ни одно правительство в мире не удержалось бы, если бы в период их правления произошло тысячекратное удешевление национальной валюты! А у нас все в порядке!

А.Г.: За счет чего выживает Беларусь?

С.Ш.: Читайте белорусскую классику. У Янки Купалы есть замечательная пьеса «Тутейшие». Там все написано. Белорус выживает потому, что он привык не говорить, что он за русских, немцев или поляков, он даже не говорит, что он белорус. Он говорит, что он тутейший – местный. Белорус знает, что если он не накопит достаточно, чтобы пережить зиму, то он погибнет. И у нас выработалась такая привычка – на выживание.

Заметьте, Беларусь находится в зоне более рискованного земледелия, чем Украина. Но у нас никогда не было голода. Никогда! Люди выживали с трудом, но выживали. Потому что у белорусов была привычка отдавать государству только то, что не успели припрятать.

А.Г.: Куда пойдет Беларусь в будущем?

С.Ш.: Беларусь пошла бы по пути рынка. У нас больше трудолюбия и образованности, меньше пьянства, чем в России – уж простите за откровенность. Можно было бы здесь все сделать. Но когда государство пропагандирует фактически советскую модель – несколько улучшенную, конечно, – без либерализации экономики, то мы в тупике.

У нас был фантастический бизнес по ремонту автомобилей: пригоняли из Германии драндулеты, чинили их и перепродавали. Уйма людей этим занималась. Но Таможенный Союз подсекает эту белорусскую инициативу – зачем нам платить пошлины на ввоз автомобилей, ведь у нас нет своей автомобильной промышленности? А России это надо!

В белорусской деревне вы увидите, что человек живет в условиях натурального хозяйства. Там не знают, что такое водопровод и стиральная машина. Но люди очень довольны, потому что живут лучше, чем после войны. А по телевизору им рассказывают, что русские живут хуже, поляки живут хуже, литовцы живут хуже, а белорусы – лучше всех.

О выборах в Беларуси читайте здесь

XS
SM
MD
LG