Линки доступности

Дело Браудера – в ответ на дело Магнитского


Уильям Браудер
Уильям Браудер

Эксперты отмечают политический характер судебного преследования бывшего главы фонда Hermitage Capital

Судебное преследование руководства британского фонда Hermitage Capital набирает обороты: ранее его глава Уильям Браудер был объявлен в международный розыск, а 22 апреля Тверской суд Москвы заочно вынес решение об аресте предпринимателя. «Уильям Браудер обвиняется в приобретении путем обмана акций ОАО «Газпром», имеющего стратегическое значение в Российской Федерации», – сообщается на сайте МВД РФ.

Адвокат главы американского фонда Hermitage Capital Александр Антипов намерен обжаловать несправедливое, по его мнению, решение Тверского суда Москвы о необходимости ареста Уильяма Браудера. «Конечно, мы будем обжаловать в Мосгорсуде», – заявил он в комментарии «Интерфаксу».

Британский бизнесмен обвиняется не только в неуплате налогов на сумму порядка 70 миллионов долларов, но и в незаконном присвоении путем нелегальных схем акций российского энергогиганта «Газпром» на сумму более 100 миллионов долларов. Согласно российскому законодательству, иностранные компании не вправе покупать подобные акции. Браудера также подозревают в попытке воздействовать на управление компанией путем изменения ее внутреннего порядка, включая ее устав.

Коллеги Уильяма Браудера, тем не менее, уверены, что обвинения против него были выдвинуты Тверским судом для того, чтобы впоследствии объявить его в международный розыск. «Решение об аресте заочно было принято для того, чтобы его поиском занялся Интерпол», – цитируют следователя Марину Алексееву представители Hermitage Capital в официальном коммюнике.

Политика или бизнес?

Дело Браудера-Магнитского всегда вызывало интерес экспертов своей неоднозначной политизированной окраской: эксперты со всего мира обсуждают вопрос о том, является ли преследование главы Hermitage Capital очередным эпизодом в противостоянии властей России и США. Директор Института политических исследований Сергей Марков, тем не менее, убежден, что политическую составляющую в дело внес сам обвиняемый бизнесмен.

«Он, – заявил эксперт в комментарии «Голосу Америки», – мошенническим путем скупал акции «Газпрома», хотя по закону скупать их по льготной цене – в десять раз дешевле, чем иностранцы, – могут только жители России». По словам политолога, «на совести» Браудера организация многочисленных информационных кампаний, в которых он использовал данные, полученные им как совладельцем акций. «От этого курс акций резко опускался, Браудер скупал дополнительные акции, а потом заставлял руководство компании продавать их дорого», – считает Марков.

Политическая составляющая в деле Браудера появилась, считает эксперт, после прихода к власти Путина. «Российская власть начала расследование, но он применил тот метод, который использовал для зарабатывания денег всегда – информационная атака: он постарался максимально политизировать вопрос, и все это продолжается до сих пор».

Бурьянов: политику исключать нельзя

Сопредседатель Совета Института свободы совести Сергей Бурьянов придерживается иного, чем Сергей Марков, взгляда на дело Браудера. Хотя он согласен с тем, что дело носит политический характер, оценка происходящего его в корне отличается. «Этот заочный арест – своеобразная месть властей одной страны другим с помощью судебной системы, которая вызывает массу критики» – сказал он в комментарии «Голосу Америки».

В политизированности процесса, считает Бурьянов, виноват не Уильям Браудер, а российская судебная система. «Всем известны ее проблемы и недостатки, – пояснил эксперт. – К сожалению, это не первый раз, когда российский суд используется для решения политических задач».

Чем все кончится

Мнения экспертов по поводу того, окажется ли Уильям Браудер в результате преследования за решеткой, разошлись. «Конечно, наилучшим решением было бы, если бы ФБР и ФСБ совместно провели операцию по задержанию этого человека, чтобы его немедленно экстрадировали в Россию для расследования, – считает Сергей Марков.

Сергей Бурьянов, в свою очередь, полагает, что судьба Браудера зависит не только и не столько от российской судебной системы. «Вопрос о том, будет ли он арестован, пока повисает в воздухе и зависит от позиции других государств, – пояснил он. – Неясно, приравняют ли они Браудера к серийному маньяку-убийце и выдадут, или, с учетом всех известных обстоятельств, они сделают вывод о политическом характере преследования и не будут его арестовывать». Эксперт также убежден, что в процесс могут вмешаться международные правозащитные организации, и тогда «российскому суду самому придется оправдываться».

Правосудие» режима Путина в действии: московский суд отказал в опросе премьер-министра Медведева, отверг 36 ходатайств защиты, а МВД поставило себя вне критики

Реакция Hermitage Capital

«Действия МВД, ангажированные Кремлем, не могут не вызывать насмешки у любого здорового человека. Утверждения МВД, что они разыскивают человека, место нахождения которого им известно, требуют явки от человека, которому они сами запретили въезд в страну, и позже уничтожили его юриста, можно охарактеризовать как помешательство», – отметили в Hermitage Capital.

В ходе судебного заседания Тверского суда 23 апреля адвокат Уильяма Браудера ходатайствовал о приобщении документов, указывающих на отсутствие каких-либо правонарушений в деятельности компаний, а также на отсутствие самой возможности вменять уголовную ответственность, поскольку это не предусматривалось положениями президентского указа об обращении акций «Газпрома», отмененного более семи лет назад.

Адвокат также просил приобщить заключение налогового органа, который проводил проверку на предмет соответствия деятельности компании законодательству, а также заключения Федеральной комиссии по ценным бумагам и прокуратуры, которые свыше семи лет назад указывали на отсутствие нарушений во владении акциями «Газпрома».

Однако, как заявил представитель Hermitage Capital в заявлении, опубликованном на сайте компании, более 36 заявленных ходатайств защиты были отклонены судьей Ступиным – в том числе, о вызове в суд премьер-министра Медведева, исполнявшего в тот период обязанности Председателя Совета директоров ОАО «Газпром», и иных лиц, обладающих знаниями об операциях с акциями компании, поставленными под сомнение следствием.

Тверской суд, по сути, безоговорочно согласился со всеми заявлениями следствия, отвергнув многочисленные, основанные на нормах права и фактических обстоятельствах, доводы защиты «в совокупности» не рассмотрев ни одного из них по существу – утверждают представители Hermitage Capital.
XS
SM
MD
LG