Линки доступности

Египет накануне смены власти


Египет, наряду с Саудовской Аравией, один из двух главных геополитических игроков Ближнего Востока. Со времен подписания президентом Анваром Садатом Кемп-Дэвидских мирных соглашений с Израилем (1979), Каир поддерживает крепкие связи с Вашингтоном, получает значительную военную и экономическую поддержку. США, Европа и Израиль не хотели бы кардинальных изменений в таком балансе сил и после того, как нынешний президент Египта, Хосни Мубарак, может сойти со сцены.

Усиление влияния транснационального исламистского движения «Мусульманское братство» (Muslim Brotherhood), а тем более приход его к власти в Египте, может сломать и без того непростые египетско-¬израильские отношения и радикально изменить баланс сил на Ближнем Востоке в сторону антиамериканской, антизападной, да и антироссийской ориентации.

«Мусульманское братство», созданное в Египте в 1928 г. Хасаном Аль-Банна и Сайедом Кутбом настаивает на создании шариатского государства и его последующей трансформации в некий всемирный эмират.

В последнее время в СМИ постоянно появляются сообщения о том, что состояние здоровья 83-летнего президента Египта серьезно ухудшилось. В марте Хосни Мубарак, перенесший сложную операцию, был госпитализирован в Германии. А в начале июля он неожиданно вылетел в Париж и встретился там с президентом Франции Николя Саркози и премьер-министром Ливана Саадом Харири. Правда, по информации египетских СМИ, поводом для этого визита президента стала еще одна операция в одной из французских клиник.

На днях газета The Washington Times, со ссылкой на спецслужбы США сообщила, что президент Египта неизлечимо болен раком желудка, а возможно, и поджелудочной железы. По сообщению газеты, с этим мнением согласны также разведки некоторых других европейских стран.

Оставшийся Хосни Мубараку срок жизни, если принять оценки аналитиков разведывательного сообщества, почти совпадает с датой президентских выборов в Египте, которые должны состояться осенью 2011 года.

Вне зависимости от того, сколько на самом деле осталось жить Мубараку, снова баллотироваться на президентский пост он, скорее всего, уже не будет. Возникает законный вопрос: кто же тогда сменит у власти Мубарака после 29 лет правления в Египте?

По мнению комментаторов, последние годы нынешний президент занимался подготовкой передачи власти своему сыну, 52-летнему Гамалю (Джимми) Мубараку.

Процесс этот активизировался с зимы 2009 года при поддержке военных и политических кругов, связанных с правящей Национально-демократической партией партией (НДП).

Уже начиная с 2000 года Гамаль неоднократно назначался на всё более высокие посты в правящей партии. Сегодня он занимает пост генерального секретаря НДП и считается лидером нового поколения неолибералов.

Можно предположить, что Хосни Мубараку удалось договориться с военным командованием Египта и разведкой о поддержке кандидатуры сына. В этом случае, военные не станут выдвигать своих кандидатов на президентский пост.

Единственный возможный кандидат от военных – глава государственной службы безопасности генерал Омар Сулейман, даже в случае участия в выборах имел бы слишком мало шансов на избрание, так как не пользуется особой популярностью у населения.

Тем не менее, Мубараку-младшему предстоит доказать на президентских выборах 2011 года, что он является достойным преемником своего отца. Интригой выборов станет вопрос подсчёта голосов, а также то, согласится ли Гамаль на присутствие иностранных наблюдателей, или все же сохранит нынешние механизмы контроля, обеспечив себе безоговорочную победу.

На руку Мубараку-младшему и его окружению в политическом плане играют традиционная пассивность большинства населения. За последние двадцать лет население Египта увеличилось на 15 миллионов, выросло целое поколение египтян, чье формирование проходило при власти нынешнего президента, многие из них просто не представляют себе, как может выглядеть другая власть.

При президенте Мубараке в Египте был ослаблен, пусть и методами далекими от демократических, религиозный экстремизм, стабилизировалась и начала расти экономика, вырос уровень грамотности. Вместе с тем, похоже, что народ Египта устал от династии «военных фараонов» (Насер, Садат, Мубарак), находившихся у власти с 1954 г., и от тридцатилетнего правления самого Мубарака. Гамалю, не имеющему военного прошлого, придется нелегко в борьбе за власть.

Наблюдатели отмечают, что на шансы на президентство Мубарака-младшего может повлиять и появление на политическом горизонте такой влиятельной личности, как бывший генеральный директор МАГАТЭ и нобелевский лауреат Мухаммед эль-Барадей.
Он сумел сплотить вокруг себя часть реформаторов и либералов, призывая к проведению демократических реформ в стране.

Немалый процент этой образованной прослойки отдает предпочтение «демократическому» кандидату, который, по слухам, пользуется поддержкой Белого дома. Многотысячные демонстрации протеста, против режима, участившиеся в Египте, на которых присутствует эль-Барадей, и сотни тысяч его сторонников в социальных сетях «Facebook» и «Twitter» свидетельствуют о том, что часть Египта готова к переменам.

Более того, о поддержке эль-Барадея заявило и «Мусульманское братство». Представители «Мусульманского братства» пообещали, что окажут ему помощь в сборе миллиона подписей за внесение изменений в конституцию и закон о чрезвычайном положении. «Братство» надеется повторить (с некоторыми изменениями) сценарий иранской революции 1979 г., когда слабые светские демократические политики, такие как Шапур Бахтияр и Мехди Базарган, расшатали режим шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, расчистив тем самым дорогу аятолле Рухолле Хомейни. На мой взгляд, подобный сценарий может иметь трагические последствия для Египта.

Однако существующая египетская политическая система делает практически невозможным быть избранным в президенты, не заручившись поддержкой НДП, а бывший глава МАГАТЭ желания влиться в правящую партию пока не выказывал.

Официально «Мусульманское братство» запрещено в Египте, но их политики часто баллотируются в качестве независимых кандидатов – они завоевали пятую часть депутатских мандатов на парламентских выборах 2005 года, после того, как США потребовали от египетских властей «по настоящему демократических выборов».

Следует отметить, что из рядов «Братства» вышли такие экстремистские лидеры, как Айман аль-Завахири, сегодня осуществляющий оперативное руководство Аль-Кайдой. Террористы, связанные с «Братством» осуществили убийство Анвара Садата, президента Египта (1970¬-1981), подписавшего мирное соглашение с Израилем в 1979 г.

Со времен президентства Гамаля Абдель Насера (1956-1970), египетское правительство практикует выборочный контроль над «Братством», подчас закрывая глаза на попытки терроризировать христиан-коптов и насаждать ислам насильственным путем. В настоящее время эксперты сходятся в том, что «Мусульманское братство демонстрирует достаточно ощутимый и растущий политический потенциал, который нельзя недооценивать.

Ариэль Коэн – ведущий эксперт Фонда «Наследие» по вопросам России, Евразии, и международной энергетической безопасности

О событиях в мире читайте здесь

  • 16x9 Image

    Ариэль Коэн

    Директор-основатель Центра энергии, природных ресурсов и геополитики (CENRG) Института анализа глобальной безопасности, и Директор International Market Analysis – компании, занимающейся развитием бизнеса и политическими рисками в области энергии и природных ресурсов. Ариэл Kоэн учился в Гарвардском университете и получил степень магистра и докторат во Флетчерской школе дипломатии и права (Университет Тафтс).

XS
SM
MD
LG