Линки доступности

«День Дунии» - новая страница кино Саудовской Аравии


«День Дунии»
«День Дунии»

Беседа с Раедом Альсемари, арабской «звездой будущего»

НЬЮ-ЙОРК - Режиссера Раеда Альсемари (Raed Alsemari) называют в числе «арабских звезд завтрашнего дня». Он дал для этого убедительный повод, сняв короткометражную ленту «День Дунии» (Dunya’s Day).

Если для других стран одна короткометражка не делает погоды, то для Саудовской Аравии это важный, можно сказать, исторический этап. Сатирическая комедия «День Дунии» стала первой саудовской картиной, получившей кинотеатральную премьеру в этой стране после отмены запрета кинопрокатной деятельности, объявленной в 2018 году.

Кроме того, это первый саудовский фильм, показанный на фестивале Санденс, где он получил одну из наград жюри. «День Дунии» прошел квалификационный отбор на премию «Оскар» и фигурировал в лонг-листе короткометражных игровых лент.

Родившийся в Эр-Рияде Раед Альсемари снял эту ленту, будучи аспирантом Школы искусств Тиш Нью-Йоркского университета (NYU). Он планирует завершить учебу в мае 2020 года. Ранее Раед получил степень бакалавра по специальности «история и литература» в Гарвардском университете.

Закончив Гарвард в 2015 году, он вернулся в Эр-Рияд, где короткое время работал в компании по производству цифрового контента. Там он встретил Сару Эльнавасрах, которая выступила продюсером «Дня Дунии». Годом позже вернулся в США для учебы в NYU. В его портфолио входила коллекция постановочных фотографий, сделанных айфоном, на которых запечатлены сценки из жизни арабской аристократки. Эту серию он назвал «Мариам Антуанетта». В настоящее время Раед живет в Бруклине (Нью-Йорк).

В центре сюжета его фильма – девушка Дуния из богатой семьи вместе с подругами готовится к банкету по случаю окончания колледжа в роскошном поместье в пригороде Эр-Рияда. Но куда-то самым загадочным образом подевались все слуги. И девицы сбились с ног, чтобы успеть завершить все приготовления к условленному часу приезда гостей. В сатирическом ключе режиссер показывает неприспособленность юной капризной дивы к практической жизни, которая сочетается в ней со слепым следованием моде.

«День Дунии»
«День Дунии»

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» по телефону побеседовал с Раедом Альсемари.

Олег Сулькин: Откуда вы почерпнули эту историю?

Раед Альсемари: В западном кино существуют стереотипы изображения арабских женщин. Их часто показывают безмолвными, несчастными жертвами традиционного жизненного уклада. Мне захотелось противопоставить этим стереотипам сатирическое любовное послание, основанное во многом на собственном опыте. Я знал в юности таких молодых женщин, как Дуния. Они амбициозны и пойдут на все, чтобы подтвердить свой высокий социальный статус.

О.С.: Что вы имеете в виду?

Р.А.: Их представление о статусе - это в большинстве своем некая воображаемая субстанция. Для них главное - подтверждение статуса окружающими их людьми. Ими должны восхищаться, им должны завидовать, им должны подражать.

О.С.: Можно ли назвать Дунию и ее подруг «золотой молодежью», частью элиты страны?

Р.А.: Безусловно. Это привилегированная часть общества Саудовской Аравии. Богатство – непременная составляющая их статуса. Они любят пускать пыль в глаза, они не жалеют расходов. Молодые девушки относятся к банкетам по случаю окончания школы или колледжа как к гала-вечеринке в музее Метрополитен.

О.С.: Подходит ли к Дунии определение «эмансипированная девушка»?

Р.А.: Я не думаю, что эмансипированная это правильное слово.

О.С.: Но ведь смотрите – она все делает самостоятельно, отдает распоряжения, в общем, ведет себя как главное действующее лицо предстоящего празднества.

Р.А.: Это заблуждение. Всем руководит ее мать, просто ее нет в кадре. Наша героиня лукавит, когда говорит подругам, что все делает, не ставя в известность мать. Это распространенная практика в элитных кругах Саудовской Аравии устраивать такие чисто женские вечеринки. Действие происходит в пригородном гостевом доме. В нем не живут, а бывают наездами.

О.С.: Понятно. А чем, какими образцами сатирического жанра вы вдохновлялись?

Р.А.: Такими фильмами, в первую очередь, как «Дрянные девчонки» (Mean Girls) Марка Уотерса, «Выборы» (Election, в российском прокате – «Выскочка») Александра Пэйна. Меня по жизни сопровождают замечательные фильмы Педро Альмодовара, который умеет и рассмешить, и создать грустное настроение. В арабском мире фильмов в таком жанре крайне мало, и я стремился описывать приметы реальной жизни.

О.С.: Можно ли к этим приметам отнести сюжетный ход с исчезновением слуг? Кто они, почему они внезапно уехали? Забастовка?

Р.А.: Это сильно гипертрофированный, почти фантазийный ход. Слуги-мигранты решили отомстить Дунии за постоянные придирки и микроменеджмент. И они уехали в день банкета.

О.С.: Какое наказание их ждало бы в реальности?

Р.А.: Слуги в богатых саудовских семьях - обычно мигранты из стран Юго-Восточной Азии и Восточной Африки. Их бы уволили или депортировали. Но для моего короткого фильма все эти детали не существенны.

О.С.: Самая, наверное, уморительная, хотя и жестокая сцена фильма – попытка героини зарезать барашка, чего она раньше никогда не делала. Насколько важна эта сцена для фильма?

Р.А.: Без ритуального забоя барашка не обходится ни одна праздничная трапеза в Саудовской Аравии, как, впрочем, и во всем мусульманском мире. Элемент насилия, боли для комедии бывает необходим. Что же касается меню праздника нашей героини, то оно сочетает традиционные арабские блюда и такие модные добавления, как суши.

О.С.: Заметно, что Дуния и ее подруги подвержены определенной вестернизации. Они следуют западной моде и в одежде, и в косметике, и в манере поведения. Это типично для нового поколения?

Р.А.: Саудовского зрителя это мало удивит. 70 процентов населения страны – люди моложе 30 лет. Женщины в этом возрасте и старше уже давно на свадьбы и банкеты одеваются по западному стандарту. Это сфера частной жизни, и одежда женщин внутри этой сферы и вовне сильно отличается. Мне хотелось посмеяться над некоторыми стереотипами, включая и представление о том, как должна одеваться женщина-арабка, и какие у нее вкусы в выборе еды. Дуния – веган, и это поветрие очень характерно для нового поколения в нашей столице. Моя младшая сестра несколько лет была веганом.

О.С.: Вы говорите о частной сфере. А может ли женщина, одетая на западный манер, выйти на улицу в Эр-Рияде?

Р.А.: Обычно у нас женщины одевают длинное платье с рукавами, которое называется абайя. Раньше они были только черными, сейчас уже можно увидеть их разных цветов. А под платьем – и леггинсы, и джинсы, и кроссовки, все что угодно. Капитализм - это универсальный язык. И когда ты смотришь на привилегированный класс в разных странах и культурах, то у них больше общего, чем различий.

О.С.: Несколько слов об исполнительнице роли Дунии. Она профессиональная актриса?

Р.А.: Нет. Мы долго искали актрису на роль Дунии. И в результате выбрали Сару Бальгонаим, которая занималась кастингом для фильма. Большинство претенденток на роль нажимали на юмористический эффект. А я хотел, чтобы актриса воспринимала свою героиню серьезно, с пониманием ее стремления к утверждению статуса.

О.С.: Вас волновала вероятность цензурного вмешательства в ваш фильм со стороны правительственных инстанций?

Р.А.: Мне повезло. Я делал свой фильм как диплом на звание магистра в Нью-Йорке. И не мог представить, что мой фильм вызовет такой интерес как в Саудовской Аравии, так и в других странах. Когда мой фильм отобрали для Санденса, в Эр-Рияде его один раз показали в кинотеатре на специальном просмотре «по приглашениям». Это был первый в истории показ саудовского фильма в кинотеатре страны. Ощущение было сюрреалистичным.

О.С.: Кинотеатров раньше не существовало?

Р.А.: Нет, первый кинотеатр в Саудовской Аравии открылся в 2018 году. А первым фильмом в прокате стала «Черная пантера».

XS
SM
MD
LG