Линки доступности

В Украине вступает в силу закон о реинтеграции Донбасса


Закон расширяет полномочия силовых органов, называет Россию агрессором и возлагает на нее ответственность за оккупацию Донбасса

КИЕВ – В Украине вступает в силу Закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» (так называемый Закон о реинтеграции Донбасса). Закон опубликован 23 февраля в официальной газете Верховной Рады «Голос Украины» и вступает в действие на второй день после его публикации – 24 февраля.

Закон постановляет, что «деятельность вооруженных формирований Российской Федерации и оккупационной администрации Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, что противоречит нормам международного гуманитарного права, является незаконной, а любой изданный в связи с такой деятельностью акт является недействительным и не создает никаких правовых последствий, кроме документов, подтверждающих факт рождения или смерти лица на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях, прилагаемых к заявлению о государственной регистрации рождения лица и заявления о государственной регистрации смерти лица соответственно».

Целями государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях являются: «освобождение временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях и восстановления на этих территориях конституционного строя; защита прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц; обеспечение независимости, единства и территориальной целостности Украины», сообщает «Голос Украины».

Напомним, что 18 января 2018 года Верховная Рада поддержала Закон про реинтеграцию Донбасса. За него проголосовали 280 народных депутатов, при минимально необходимых 226 голосах однопалатного парламента. Председатель Верховной Рады подписал закон 8 февраля, президент Украины – 20 февраля 2018 года.

Новый закон, его возможности и реакция России

Украинское национальное информационное агентство (Укринформ) пишет о том, что согласно закону, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и уполномоченные законом лица, привлеченные к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, имеют право «входить (проникать) в жилые и другие помещения, на земельные участки, которые принадлежат гражданам, на территорию и в помещение предприятий, учреждений и организаций, проверять транспортные средства».

Кроме того, отмечает Укринформ, уполномоченные лица имеют право осуществлять личный осмотр граждан, осмотр вещей, которые при них находятся, транспортных средств и вещей, которые ими перевозятся.

Законом также предоставляется право правоохранительным органам в зоне безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, не допускать транспортные средства, граждан на отдельные участки местности и объекты, выводить граждан с отдельных участков местности и объектов, отбуксировывать транспортные средства.

Из соображений оптимизации системы управления, безусловно, уже давно нужно было его принять
Вячеслав Потапенко

В России раскритиковали данный нормативный акт. Как сообщает РИА Новости-Украина 21 февраля, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что «абсолютно одиозный закон о реинтеграции ... не то что допускает, а предполагает возможность силового решения конфликта на юго-востоке Украины».

Украинская редакция Радио Свобода цитирует 23 февраля заявление Государственной думы России по поводу закона о реинтеграции Донбасса, в котором депутаты «призывают власти Украины задуматься о своей ответственности и отказаться от новых планов расправы над собственными гражданами».

Закон, его влияние на востоке страны

Главный советник Института стратегических исследований «Новая Украина» Вячеслав Потапенко отмечает тот факт, что дискуссия вокруг нового закона происходила на фоне приостановившегося переговорного процесса в минском и нормандском формате.

Вместе с тем, он называет преувеличением заявления некоторых экспертов, российских политиков о том, что этот закон может привести к новому витку военного противостояния на востоке страны.

«Мне кажется, что это преувеличение, что Украина использовала возможность принятия этого закона как средства давления. Точно так же, как и местная власть в Донбассе, Россия и некоторые аналитики говорили об этом законе как о раздражающем факторе, о том, что может произойти усиление конфликта. Но если бы в Украине были силовые ресурсы для применения силы, то они были бы задействованы еще четыре года назад. Точно также и Россия, если бы у нее были силы и ресурсы, она бы еще четыре года назад их бросила против Украины», – говорит Вячеслав Потапенко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Если раньше все управление было номинально в руках СБУ, то сегодня это управление передается непосредственно Вооруженным силам Украины
Руслан Бортник

Вячеслав Потапенко считает, что закон о реинтеграции Донбасса не окажет серьезного влияния на умиротворение ситуации в регионе, однако позволит отладить коммуникативный процесс между властью в регионе.

«Из соображений оптимизации системы управления, безусловно, уже давно нужно было его принять. Для территорий, которые контролирует Украина, он решает целый рад правовых и административных вопросов, до сих пор не отрегулированных надлежащим образом – в сфере взаимодействия командования, правоохранительной системы, отношений власти с местным населением, военных в регионе. Что же касается взаимодействия и перспектив с территориями Донбасса, которые не контролируются, то на них этот закон серьезного влияния не окажет», – утверждает Вячеслав Потапенко.

Он считает, что для прекращения обстрелов или умиротворения агрессии в Донбассе необходимы международные инициативы, а принятие какого-либо внутриукраинского документа кардинально не изменит ситуацию.

О параллельных процессах: в действии два закона

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник подчеркивает, что в данном законе прописаны инструменты, как управлять конфликтом на подконтрольной правительству части Донбасса.

«В нем нет механизма реинтеграции Донбасса – ни в социальной, ни в экономической, ни в политической сферах. В нем есть существенные изменения, которые касаются управления силовыми структурами в зоне конфликта. Если раньше все управление было номинально в руках СБУ, то сегодня это управление передается непосредственно Вооруженным силам Украины, которые создадут оперативный штаб, а его руководителя назначает президент», – говорит Руслан Бортник корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Вместе с тем, Руслан Бортник отмечает, что этот закон создает «другую параллельную» Минскому процессу реальность.

«Потому, что Минские соглашения и Закон об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей от 2014 года передают нам другую модель урегулирования конфликта. В законе 2014 года есть прямой диалог между Киевом, Донецком и Луганском, а Германия, Россия и Франция, фактически, гаранты этого диалога. Это одна модель – минская, и она уже существует в формате закона Украины.

Другая модель – предложенная сейчас, кардинально отличается, в ней нет отдельных районов Донецкой и Луганской областей – только оккупационные администрации, с которыми никакой диалог невозможен. В ней идет речь об украино-российской войне и Россия не может быть каким-либо гарантом», – утверждает Руслан Бортник.

Он подчеркивает, что эти две модели «существуют параллельно в правовом поле, и позволяют прибегать к каждой из них в зависимости от условий и политической конъюнктуры».

«На процесс введения миротворцев этот закон никак не виляет, и не создает каких-либо условий, хотя они в нем и упоминаются. Реализация процесса введения миротворцев возможна только в результате международных договоренностей между сторонами, а этот закон односторонний, он не согласован ни с гарантами международного диалога, не обсуждает ни специфику, ни мандат миссии «голубых касок» ООН в регионе», – считает Руслан Бортник.

XS
SM
MD
LG