Линки доступности

Гудков: власти РФ пытаются сделать из ситуации с «Би-2» показательный случай


Дмитрий Гудков, российский политик, координирующий освобождение артистов.
Дмитрий Гудков, российский политик, координирующий освобождение артистов.

Власти РФ намерены сделать из ситуации с задержанием группы «Би-2» в Таиланде показательный случай, утверждает политик Дмитрий Гудков, координирующий освобождение артистов.

Во вторник 30 января покинуть Таиланд удалось лишь лидеру рок-группы Лёве (Егор Бортник) – он улетел в Израиль. Посольство РФ отрицает давление на власти Таиланда. На неделе переговоры о судьбе музыкантов будут продолжены с привлечением западных дипломатов, включая представителей Берлина и Вашингтона.

В интервью журналисту «Голоса Америки» Алексею Горбачеву политик рассказал о беспрецедентном давлении представителей российского посольства в Таиланде на сотрудников миграционной службы, которые, по его словам, отказались выпускать творческий коллектив на заранее согласованный рейс из страны:

– Дмитрий, что на данный момент происходит с солистами группы «Би-2»?

Удалось вытащить удалось только Лёву. Он сейчас в самолете и ожидает вылета в Израиль (на момент выпуска материала представители группы «Би-2» подтвердили в Telegram-канале, что лидер группы улетел из Таиланда – прим. ред.), хотя вчера были достигнуты договоренности с миграционными властями Таиланда, что все улетают не в Россию. Мы купили билеты в Израиль, согласовали, все было окей. А сегодня утром пришли люди из российского посольства, переговорили там, и всё, аннулировали все договоренности. Миграционная служба сказала, что никого не выпустит.

Кроме Лёвы, всем остальным отказано в вылете на заранее согласованный рейс с заранее купленными билетами. Поэтому Шура (Александр Уман – прим. ред.), Ян (Николенко), Андрей (Звонков), Глеб (Колядин), Боря Лившиц, они все сейчас находятся в тайской тюрьме миграционной, где 80 человек в камере, там жуткие условия. Вот уже четверо суток (под стражей), двое суток они в Бангкоке, до этого были в миграционном центре задержаний в Пхукете, просто в какой-то клетке с дыркой в полу.

Идет борьба ресурсов, посольство России и консульство, они явно по заказу Кремля это всё делали. Ну, то есть Лёва, грубо говоря, только доехал в аэропорт (после освобождения – прим. ред.), там за ним была слежка и тут же это видео выходит на сайте «Известий». То же самое, когда их там задержали, первая новость вышла на «РИА-новости». Это косвенные признаки, которые показывают, кто за этим стоит. Да я уже не говорю про интервью посла (РФ в Таиланде – прим. ред.), можно почитать, он там практически даже не скрывает радость, что музыканты сидят в тюрьме.

Мы, конечно, подключили дипломатов. Очень активно нам помогает израильский МИД. Подключили сейчас МИД Германии, МИД Австралии, дипломаты американские к этому подключились, так что завтра (31 января) очередные переговоры будут, с участием всех, включая консула Австралии и консула Израиля.

Проблема в том, что пятеро из семи музыкантов влетели по российским паспортам. И они хотят к этому докопаться, хотя мы сейчас посмотрели всю статистику, всю практику: у Noize MC примерно такая же была ситуация, но его штрафовали, и он улетел, как нам сказал директор-организатор концертов. То есть это мелкое нарушение, которое предполагает небольшой штраф. Ну и выполнение требования самостоятельно уехать. То есть ты уезжаешь, но можешь вернуться. Никаких проблем, это не депортация жесткая. Там были даже случаи, мы узнали, когда Россия запрашивала экстрадицию по уголовному делу, человеку покупали билет через транзитную зону, и он выходил, где-нибудь там в Стамбуле или ещё где-то. А тут с музыкантами прям стоят жестко, только (депортация) в Россию. Очевидно, без вмешательства извне этого быть просто не может.

– То есть изначально вылет в Израиль был согласован для всех семи человек?

Лёва должен был со всеми (лететь). То есть формально, граждане России, как говорила миграционная служба, должны в Москву полететь. Мы говорим – не вопрос, через Тель-Авив, и настаивали на этом. Билеты купили, согласовали, и тут раз – все меняется после визита высокопоставленных сотрудников российского посольства. Это видели люди, адвокаты из нашей команды, они там постоянно дежурили, потому что опасались, а вдруг (музыкантов) сейчас принудительно посадят на самолет в Москву и не выпустят.

– Получается, российские дипломаты указывают сотрудникам миграционной службы Таиланда, что делать?

– Ну, видимо, да.

– Откуда у них такое влияние? То есть это всегда так было, что российские дипломаты себя там так властно ведут?

Раньше это было даже в Болгарии, где я пытался подать на визу D для проживания, ведь у меня там квартиры, и т.д., но мне отказали. Когда стали выяснять, почему, это оказалось связано с вмешательством российского посольства с российскими службами разведки или контрразведки, я уже в них запутался.

Почему они так себя ведут в Таиланде? Потому что Таиланд — это туристическая страна. Российские туристы – одни из самых массовых туристов. Более того, они сейчас самые платежеспособные, они опередили китайцев даже по скупке недвижимости. Поэтому, конечно, Таиланд зависит от количества там российских туристов и, естественно, они вынуждены идти навстречу представителям российского государства.

Но они, видимо, не совсем оценили популярность группы «Би-2». Ну какие-то музыканты, давайте мы их сейчас отдадим России. По закону, если уж придираться, некорректно были оформлены документы, но это организаторов вина, а даже не музыкантов, они об этом не знали. Почему музыкантов взяли, а к организатору даже никаких мер не применили?

Полиция приехала, насколько я знаю, до концерта, но вместо того, чтобы отменить концерт, как они должны были сделать, проверив документы, они не отменили. Они ждали, пока совершится вот это мелкое правонарушение, чтобы это стало поводом для депортации, и арестовали после концерта. Хотя раньше они всегда просто отменяли концерт. Просто отмена концерта и всё.

– Ты упоминал «Известия», «РИА Новости», в контексте доступа к эксклюзивной информации о «Би-2». Они следили за ними что-ли с момента прилета в Таиланд?

Я не знаю насчет «РИА Новости», «Известия» вот прямо за ним поехали в аэропорт, ну не сами журналисты «Известий», наверняка они наняли кого-то, кто поехал, сопровождал до аэропорта и там в аэропорту снял на видео. Вообще, как они делают, там просто дают объявление – заплатим 15000 тому, кто приедет в аэропорт и снимет там «Би-2». Я даже такие объявления в чатике видел.

– То есть, это спланированная была акция, скорее всего, еще до их прилета? Что они знали, что они прилетают, дали им, чтобы они провели этот концерт и был повод их арестовать, так что ли?

Это моя версия, да. Я думаю, иначе бы они просто концерт отменили, то есть задача была не просто создать помехи их концертной деятельности, задача была продемонстрировать, что мы достанем всех: кого угодно и где угодно. Им дали возможность выступить с концертом с некорректно оформленными документами, чтобы потом это использовать для депортации.

Поскольку пять музыкантов заехали с российскими паспортами, российское посольство, российское консульство посчитали, что имеют право требовать от миграционной службы депортировать их в Россию.

– А кто по каким паспортам въехал, расскажи поподробнее? Лёва, я слышал, въехал по израильскому...

Шура въехал по другому паспорту, но даже Шуру не выпустили. (Александр Уман – гражданин Австралии и Израиля – прим. ред.) Из оставшихся – еще двое - граждане РФ и Израиля, и трое только России. Но въехали все они по российским паспортам.

– А какие дипломаты будут их представлять? Говорилось про израильских, австралийских...

– Израильские, австралийские, но еще мы подключили немецких, всех почти подключили ключевых, американских, естественно.

– Какую роль дипломаты других стран смогут играть в этом?

В структуре МИДа каждой приличной страны есть департамент по защите прав человека. В данном случае, когда людям угрожает политическое преследование, а здесь мне кажется, все понятно – представитель МИД РФ официально говорит, что они (группа «Би-2» – прим. ред.) – спонсоры терроризма, а официальное лицо, депутат Госдумы Луговой говорит, прилетайте, мы вас здесь посадим, будете играть на тарелочках ложками и вилками.

То есть, речь идет о конкретной угрозе, и здесь уже включается международное право, которое предусматривает в таких случаях защиту от политических преследований. Поэтому МИД разных стран, которые уважают права человека, они имеют право вмешиваться в таких случаях.

– А как ты думаешь, может такая ситуация распространиться и дальше? Мы видим, что некоторые случаи происходили с Максимом Галкиным, с Моргенштерном в ОАЭ, вот сейчас с «Би-2» в Таиланде... Могут ли власти РФ, увидев, как легко у них это выходит, распространить такие случаи преследований на российских антивоенных журналистов и политиков, которые, например, встречаются в Таиланде, ОАЭ или Турции с родными?

– Они не могут всех людей преследовать в разных странах, это слишком сложно. У них задача – лишать доходов. Прежде всего, всех антивоенных деятелей культуры, музыкантов, писателей, артистов и так далее. Да, я думаю, список у них есть. Мне подтвердили, что в Таиланде есть список нежелательных музыкантов из РФ.

Я подразумеваю, что этот список есть везде, где [власти РФ] влияют, где они действительно могут договориться. Они сделают всё, чтобы создавать такие препятствия. Ну им еще нужен громкий кейс: тюрьма, 80 человек в камере, депортации да, чтобы все просто сами боялись ездить в Таиланд, или ещё куда-нибудь.

Основная задача – продемонстрировать, что они всех достанут, да, чтобы все боялись, все молчали, особенно в преддверии президентских псевдо-выборов. Отсюда у них и закон по конфискации имущества, чтобы тоже все боялись: «Ах, вот там нас критикуют? А может, здесь квартиры у ваших родственников отнимем?»

Это же из этой серии, поэтому такой кейс был очень нужен. Они очень хотели получить Лёву, Шуру и их музыкантов, прямо было видно.

  • 16x9 Image

    Алексей Горбачев

    Журналист «Голоса Америки», ведущий программы «Почему это важно?». В 2011–2018 году работал политическим обозревателем в Москве, где освещал акции протеста российской оппозиции, нарушения прав человека, ущемление свободы слова, репрессии против политических активистов и фальсификацию выборов. Лауреат американской стипендии имени Хьюберта Хамфри в сфере журналистики. Прошел обучение в школе журналистики и массовых коммуникаций имени Уолтера Кронкайта при Университете штата Аризона. До работы на «Голосе Америки» - участник гражданского форума «ЕС-Россия», программы Европейского центра «Солидарности» (Гданьск, Польша) и Московской школы гражданского просвещения (до 2013 г. - «Московская школа политических исследований»).  

Форум

XS
SM
MD
LG