Линки доступности

Джон Хербст: США введут санкции против России в координации с ЕС


Джон Хербст (архивное фото)
Джон Хербст (архивное фото)

Директор Центра Евразии «Атлантического Совета» - о сотрудничестве США и Европы в вопросе о санкциях в отношении Москвы

Соединенные Штаты в течение ближайших «недель, не месяцев» определятся с санкциями в отношении России, связанными со взломом компьютеров в государственных ведомствах США через обновления компании SolarWind. Об этом накануне заявил Белый дом.

Вашингтон также готовит санкции в связи с отравлением и заключением оппозиционера Алексея Навального: об этом ранее говорили Русской службе «Голоса Америки» насколько сенаторов и членов Палаты представителей, а недавно об усилиях администрации в том же направлении рассказало издание Politico со ссылкой на высокопоставленных чиновников.

При этом пока о политическом решении ввести санкции из-за Навального объявил только Евросоюз, а Соединенные Штаты лишь поддержали намерение ЕС установить ограничения в отношении людей, причастных к преследованию Навального – госсекретарь США Энтони Блинкен заявил о солидарности с коллегами в Европе.

Главный европейский дипломат, вице-председатель Еврокомиссии Жозеп Боррель испытал серьезное унижение и разочарование в ходе своего визита в Москву в начале февраля – настолько серьезное, что недавно обвинил «путинский режим» в попытке удержать власть с помощью дезинформации и борьбы с оппозицией. Накануне он заявил о желании ЕС согласовать конкретные европейские санкции против Москвы уже на этой неделе.

Тем не менее, эксперты в Вашингтоне уверены, что и американские санкции в связи с преследованием оппозиции в России последуют. Такую уверенность, в частности, высказал в интервью Русской службе «Голоса Америки» директор Центра Евразии в исследовательской организации «Атлантический Совет», экс-посол США в Украине Джон Хербст (John Herbst).

Данила Гальперович: Насколько, по-вашему, нынешняя администрация США готова идти в санкциях против России дальше жестких заявлений?

Джон Хербст: Мне кажется, что администрация Байдена вполне понимает, что господин Путин проводит ревизионистскую внешнюю политику, бросающую прямой вызов интересам США. И я полагаю, что мы все видели, как во время первого телефонного разговора с Путиным президент Байден сразу же изложил наши озабоченности по поводу внешней политики России и свое нежелание оставлять такую агрессивную политику без соответствующей реакции. То, что он упомянул войну России против Украины в этом разговоре, является ясным признаком такого подхода. Что касается санкций, то в моем понимании новая администрация США разрабатывает санкции за преследование Навального буквально с первых дней после вступления президента в должность. Я думаю, они сейчас ждут подтверждения от ЕС его конкретных действий, которые, как мне думается, после крайне неудачной поездки Борреля в Москву рассматриваются Евросоюзом крайне серьезно. Так что, я уверен, что мы увидим санкции США в этой сфере в результате координации действий между Вашингтоном и Брюсселем.

Д.Г.: Боррель говорит, что Европе сложно наказывать санкциями олигархов из ближнего круга Путина. Как вы считаете, могли бы США взять на себя эту роль?

Д.Х.: Я понимаю, что администрация, скорее всего, рассматривает различные варианты санкций в связи с Навальным, но я ничего не знаю о конкретных планах на эту тему. При этом я не исключаю возможность того, что санкции могут коснуться ближнего круга Владимира Путина, учитывая то, что в этот круг могут входить те, кто делает возможной ту политику репрессий, которую мы критикуем. Но, еще раз, у меня нет точных знаний о том, какие именно меры будут выбраны.

Д.Г.: А насколько вообще эффективны санкции? Россия не оказалась в изоляции после 2014 года, она наращивает сближение с Китаем, смогла помочь Асаду в Сирии, укрепляет военное сотрудничество с Ираном, все больше контролирует Лукашенко в Беларуси. Некоторые уже говорят об успешном антиамериканском или антизападном блоке, который Россия строит. И Москва очень грубо отреагировала на претензии Борреля после визита, заговорив о возможности разрыва отношений с ЕС. Как вы относитесь к таким наблюдениям?

Д.Х.: Я думаю, что острая реакция Москвы после визита Борреля как раз была ошибкой с ее стороны. Это было отражением их недовольства по поводу того, что все их усилия после 2014 года по разобщению США и ЕС провалились. Они в Москве не ожидали серьезных европейских санкций за свою агрессию против Украины, и они очень раздражены тем, что теперь эти санкции постоянно возобновляются. Сейчас они пытаются просто взять Европу на испуг, чтобы ЕС отказался от продолжения своей санкционной политики, но из этого ничего не выйдет, и мы увидим, я думаю, что они вернутся к своим прежним попыткам разобщить Соединенные Штаты и Европу. И я бы не согласился с тем, что Россия избежала изоляции: у путинской России нет друзей. У нее есть некие развивающиеся отношения с Китаем, Ираном, Венесуэлой, и в меньшей степени с Беларусью – при том, что власть в Венесуэле и Беларуси нестабильна. Международные позиции Москвы стали слабеть после начала ее войны в Украине, и это будет только продолжаться. И даже при том, что у нее есть стабильное партнерство с Китаем, Пекин в этом партнерстве является старшим партнером, и этот партнер уже помаленьку начинает говорить о том, что ему принадлежат куски российской территории – например, Владивосток. Поэтому перспективы там не очень радужные.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG