Линки доступности

Виртуальная коммуникация: борьба только начинается


Потенциал использования Интернета и портативных цифровых устройств, таких как камерофоны, был ярко продемонстрирован в июне 2009 года. Тогда фотографии и видеокадры, размещенные в социальных сетях Facebook и Twitter после спорных президентских выборов в Иране, побудили тысячи людей выйти на демонстрации, не оставив равнодушными людей по всему миру. Годом ранее средства виртуальной коммуникации доказали свою эффективность в Латинской Америки и других регионах мира, где прошли протесты против похищения людей колумбийской повстанческой группировкой FARC.

Недавно в Далласе прошла конференция, темой которой стали Интернет как инструмент в борьбе за демократию и трудности, стоящие перед блоггерами.

Диссиденты, ведущие электронные блоги, и участники движений протеста встретились с экспертами по Интернету, действующими и бывшими работниками властных структур США, а также сотрудниками Института им. Джорджа Буша. Сам Джордж Буш-младший открыл конференцию, проходившую в Южном методистском университете Техаса.

Два блоггера, которые не смогли прибыть в Даллас из-за отмены рейсов после извержения вулкана, присоединились к кибер-диссидентам через Skype.

«Если они арестуют одного блоггера, десяток других станут диссидентами», – считает россиянин Олег Козловский, публикующий свои сообщения несмотря на неоднократные угрозы ареста. С ним полностью согласен блоггер из Китая Айзек Мао. По его словам, китайские цензоры неспособны справиться со стремительно растущим числом диссидентов в Сети. Однако исследователь Гарвардского университета Этан Цукерман утверждает, что китайские цензоры достаточно эффективно блокируют нежелательный для властей контент. «Но главное, что они делают – и это во многом гораздо пагубнее, – они создают альтернативные платформы», – добавляет Цукерман.

В марте компания Google в ходе борьбы против цензуры своей поисковой системы китайскими властями, перенесла свои серверы из Поднебесной в Гонконг. Теперь власти Китая создали для своих пользователей Интернета альтернативную поисковую систему – Baidu.com . Правительство страны также блокирует видео с популярного Интернет-сайта YoTube; при этом китайским пользователям предоставляется доступ к альтернативному сайту Youku.com, не имеющему политического содержания.

Стратегии цензоров варьируют от страны к стране. Как указывает Роберт Герра из мониторинговой организации Freedom House, после того, как распространение диссидентских фото и видео вызвало волнения в Иране, сласти страны ограничили пропускную способность Интернета, снизив таким образом скорость трансляции нежелательного материалов. «Со времени последних выборов мы видим усиление технической оснащенности, так что теперь надзор и репрессии происходят в реальном времени. Люди, публикующие сообщение в сети или посылающие сообщение по мобильному телефону, вычисляются за считанные часы и оказываются под стражей», – отмечает эксперт.

Иранский блоггер Мохсен Сазегара проживает в США; однако ему довелось испытать на себе длинные руки иранского режима. Он выкладывает в сети видео, снятые активистами в Иране, и заявляет, что его сайты подвергаются кибератакам. Мохсен убежден, что к этому причастен Корпус стражей исламской революции: «На адресе моего сайта было повешено объявление о том, что он взломан Киберармией. После этого они удалили из YouTube все мои домашние видео и получили контроль над одной из трех моих страниц в Facebook».

Другой активный блоггер, Ахед Хенди из Сирии, был арестован и заключен в тюрьму на родине за сообщения в электронном дневнике. Ему удалось переехать в США, откуда он поддерживает борцов за демократию по всему миру. По словам Хенди, в Сирии блоггеры рискуют навлечь на себя репрессии: «Я слышал, что недавно они арестовали девушку –старшеклассницу. Ей 19 лет. Вместо того чтобы ходить в школу, она сидит в тюрьме. И не одна. Десятки блоггеров отбывают заключение в сирийских тюрьмах, где их подвергают жестокому обращению и пыткам. Им не дозволяют связаться с адвокатом».

Активист из Венесуэлы Родриго Диаманти публикует в своем блоге критику в адрес президента Уго Чавеса. Он также способствовал созданию организации «Мир без цензуры». «Мы создали представительства в 20 с лишним странах мира и пишем о важности такого основного права человека, как свобода слова. Мы понимаем, что потеряв его, мы потеряем все остальные права», – говорит Родриго.

Кубинский блоггер Эрнесто Эрнандес Бусто, ведущий дневник из Испании, отмечает рост сотрудничества между традиционными диссидентами и блоггерами. По его словам, такое партнерство является хорошим знаком для перемен на Кубе, живущей под режимом Кастро.

Активист из Колумбии Моралес Гевара рассказал, что его опыт организации многомиллионного марша протеста против действий FARC посредством социальной сети Facebook изменил его жизнь: «Когда мы увидели, какая сила заключена в этом, мы решили, что будем продолжать действовать».

Дэвид Кейс, руководитель организации CyberDissidents.org, критикует ситуацию во многих странах, таких как Китай, Иран, а также союзников США, включая Саудовскую Аравию. Он подчеркивает, что в странах Персидского залива ограничена свобода пользователей Интернета. К примеру, в Ливане человека приговорили к смертной казни за выступление в качестве экстрасенса на местном телевидении.

Однако, убежден Кейс, цифровые технологии оказывают влияние на политическую среду даже в репрессивных государствах: «Интернет предоставил диссидентам возможности, которых не видела история. Это – общение с миллионами людей по всему миру посредством нескольких щелчков мыши. В то же время чрезмерная надежда на технологии может иметь и отрицательный эффект». По его словам, Интернет не может в полной мере заменить личный контакт и деятельность активистов в реальном мире.

Развивая данную тему, Этан Цукерман из Гарварда обращает внимание на то, что цифровые технологии способны создать виртуальную площадку для общения людей, живущих под гнетом репрессивных режимов: «Они лишены возможности печататься в газетах и проводить собрания. Мне приходит на ум Египет, где невозможно собраться впятером, так как вас могут арестовать за проведение незаконной демонстрации. А Интернет предоставляет цифровую площадку для общения».

Эксперты также указали на растущую сложность вопросов, возникающих в связи с использованием Всемирной паутины. Роберт Герра выразил озабоченность введением в Австралии цензуры в отношении предосудительного контента, а Цукерман отметил, что используемые для защиты диссидентов технологии могут успешно применяться и для маскировки террористов.

XS
SM
MD
LG