Линки доступности

Как Пикассо обновил традицию оптической иллюзии


У входа в музей.
Photo: Oleg Sulkin
У входа в музей. Photo: Oleg Sulkin

Лидеры кубизма представлены в Музее Метрополитен в неожиданном ракурсе

Бытует мнение, что творческое наследие кубизма, одного из самых ярких и плодотворных художественных направлений начала 20-го века, изучено историками искусства досконально. Однако выставка, открывшаяся на днях в музее Метрополитен, похоже, опровергает это утверждение.

Директор музея Метрополитен Макс Холляйн, открывая пресс-превью выставки «Кубизм и традиция оптического обмана» (Cubism and the Trompe l’Oeil Tradition), подчеркнул, что экспозиция, очевидно, изменит устоявшиеся представления о кубизме и его эстетических принципах и корнях. Холляйн признался, что до последнего момента не верил, что выставка станет реальностью.

«Мы ее откладывали несколько раз из-за пандемии ковида, - сказал он. – Сложности разного рода ставили перед нами проблему за проблемой. Но нас поддерживало убеждение, что мы имеем уникальную возможность показать зрителям кубизм в новом и неожиданном ракурсе».

По словам Холляйна, работа над выставкой заняла более семи лет. В нескольких галереях демонстрируются более ста предметов искусства, большинство из них работы трех основоположников кубизма, выдающихся мастеров живописи и графики 20-го века – испанцев Пабло Пикассо и Хуана Гриса, и француза Жоржа Брака, созданные в 1909-1915 годах.

Пабло Пикассо. «Скрипка и виноград». 1912 г. Photo: Oleg Sulkin
Пабло Пикассо. «Скрипка и виноград». 1912 г. Photo: Oleg Sulkin

Как сообщил директор Мет, принципиально важную роль в том, что выставка стала реальностью, сыграл щедрый дар миллиардера и филантропа Леонарда Лаудера. В 2013 году он подарил музею обширную коллекцию картин кубистов. 14 работ из нее вошли в нынешнюю экспозицию.

Кроме того, многие музеи Европы и США предоставили для выставки работы из своих собраний. Экспозиция приурочена к международной акции памяти Пикассо Celebration Picasso 1973–2023, проводимой в честь 50-летия со дня смерти великого испанца.

Кураторами выставки стали профессор Хантер-колледжа и Городского университета Нью-Йорка (CUNY) Эмили Браун и почетный профессор искусств Эдинбургского университета Элизабет Коулинг. Им помогала Шон О’Ханлан, сотрудница отдела современного искусства Мет, готовящая докторскую диссертацию о сюрреалисте Андре Бретоне.

Как обмануть глаз

Как отметили кураторы, традиция оптических иллюзий или «обманок» восходит к искусству Древней Греции и Древнего Рима – к настенным росписям Помпеи, к искусству периода эллинизма.

Не случайно выставка начинается с текста исторического анекдота, помещенного на стену в первом зале экспозиции. Он известен в изложении древнеримского писателя Плиния Старшего. Два выдающихся художника Древней Греции Паррасий и Зевксис поспорили, кто лучше напишет картину. Зевксис нарисовал виноградную гроздь, и так похоже, что птицы слетелись и стали клевать изображение. «Теперь ты отдерни покрывало!» — сказал Зевксис Паррасию. «Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано». Зевксис склонил голову. «Ты победил! — сказал он. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца».

Хуан Грис. «Книга, трубка и стаканы». 1915 г. Photo: Oleg Sulkin
Хуан Грис. «Книга, трубка и стаканы». 1915 г. Photo: Oleg Sulkin

Названия галерей четко адресуют посетителя к тематическим блокам – «Оригинальные истории: вещи на стене», «Оптическая иллюзия и живописная традиция», «Вещи на столе», «Игра теней», «Paragone: соревнование между живописью и скульптурой», «Мир обоев», «Типография иллюзий», «Папирофилия: любовь к бумаге», «Присутствие художника».

Новый расцвет оптических иллюзий пришелся на эпоху Возрождения и европейскую живопись 17-19 веков. Любопытно, что кубисты, отрицая нормы и правила традиционной живописи, оказались парадоксально близки традиции оптического обмана.

Основатели и лидеры кубизма Пикассо, Грис и Брак любили совмещать реальные материалы с живописными иллюзиями. Они не только использовали известные приемы оптических «обманок», но и включали в поле изображения новые объекты, в том числе и медийные – фрагменты газет, журналов, фотографии, рекламу.

Наряду с кубистскими картинами, скульптурами Пикассо и коллажами, выставка включает канонические примеры «оптических иллюзий», созданных живописцами 17-19 веков. Многие картины кубистов выставлены попарно вместе с известными картинами европейских и американских художников 17-19 веков – от голландского мастера Самюэла ван Хогстратена и фламандского художника Корнелиса Норбертуса Гисбрехтса до французского живописца и гравера Луи Леопольда Буальи и американского мастера натюрмортов Уильяма Харнетта.

Особенно наглядными параллели оказались в жанре натюрморта. Как и многие их предшественники, кубисты очень любили изображать инструментарий художников и писателей, - бюро, столики, кисти, палитры, мольберты, краски, бумагу, перья, а также музыкальные инструменты, посуду, табачные принадлежности и игральные карты.

По мнению кураторов, выставочный прием прямого сравнения стимулирует удивительный диалог культур и стилей, в котором находится место для рефлексии, иронии и даже пародии.

В одном из залов выставки. Photo: Oleg Sulkin
В одном из залов выставки. Photo: Oleg Sulkin

«Мы убеждены, что радикальные открытия и отрицание статус кво в искусстве могут идти рука об руку с обновленными художественными традициями прошлого», - считает Эмили Браун.

Игра и реальность

«Искусство не есть правда, - писал Пабло Пикассо в мае 1923 года. – Искусство это обман, который позволяет нам осознать правду. Художник должен убедить других в правдивости своего обмана».

Очевидно, выставка стремится убеждать в «правдивости обмана». Особенно выразительны коллажи кубистов. Они как своего рода поля битвы, вернее, площадки для игры между реальными элементами и иллюзорными, между материальными артефактами и воображаемыми предметами.

Для кубистов идеальной техникой стал коллаж, позволяющий выстраивать парадоксальные визуальные конструкции. Скажем, реальные тени, отбрасываемые приподнятым над поверхностью картины листком бумаги или картоном, вступают в игру с тенями, нарисованными карандашом и углем.

Как подчеркивают эксперты, в данной экспозиции впервые выставлено беспрецедентно большое количество коллажей и работ из папье-маше Брака, Пикассо и Гриса. Многие из них редко выставляются.

«Натюрморт с плетеным стулом» Пикассо 1912 года считается первым кубистическим коллажем и впервые выставляется в США за последние тридцать лет. В тот период «синтетического кубизма» Пикассо осваивает технику коллажа, соединяя самые разнородные предметы и фактуры в единой композиции. Особенно его привлекают медийные элементы, такие как шрифты, буквы, части слов, фрагменты афиш и различных названий.

В одном из залов можно увидеть рулоны и альбомы обоев с оптическими иллюзиями, которые кубисты охотно использовали в своих коллажах. В другом зале выставлены образцы декоративных покрытий, поверхность которых стилизована под дерево или мрамор. Как замечают кураторы, перемещаясь из одного столетия в другое, выставка фиксирует внимание на «перекрестках» между высоким искусством и массовой культурой.

Жорж Брак. «Посвящение Баху». 1911-1912. Photo: Oleg Sulkin
Жорж Брак. «Посвящение Баху». 1911-1912. Photo: Oleg Sulkin

Кураторы говорили о новизне подхода к творчеству Пикассо, которого часто и правомерно сравнивают с Сезанном, Гойей, испанской традицией живописи, но прежде никогда столь детально не рассматривали в контексте традиции оптического иллюзионизма.

«В некоторых картинах раннего периода (кубизма), - отметила профессор Браун, - художники воспроизводят симулякры документов и предметов, и что характерно, от зрителей этого не скрывают. Но они (художники) меняют фактологию, даты и слова, играют со зрительским восприятием. Нам как будто говорят – будьте внимательны, не верьте всему, что написано и что вы видите. И эта ситуация чрезвычайно злободневна сегодня».

Выставка закроется 22 января 2023 года.

XS
SM
MD
LG