Линки доступности

«Ковенант-Хаус» – приют и школа для матерей-подростков


В воскресенье 9 мая в Америке празднуют День матери. Этот праздник придуман для того, чтобы поблагодарить всех матерей за их тяжкий труд, за принесенные жертвы и за огромный вклад в жизнь их детей. Кажется, искусство быть матерью присуще всем женщинам на инстинктивном уровне. Однако многим юным бездомным матерям, которым в детстве самим недоставало родительской заботы, материнство представляется непосильным трудом. Корреспондент «Голоса Америки» посетил нью-йоркскую благотворительную организацию, дающую приют юным матерям и помогающую им освоиться в своей новой роли.

По вечерам в уютной гостиной приюта «Ковенант-Хаус» начинается урок для родителей – «Я и моя мама». Около дюжины несовершеннолетних мам, живущих в приюте, приходят сюда четыре раза в неделю вместе со своими малышами. Преподаватель Делорес Клеменс, сама мать пяти детей и бабушка бесчисленного количества внуков, обучает их всему – от питания до смены подгузников. Сегодняшняя тема – возможность оплачиваемой стажировки с последующим устройством на постоянную работу. «Если справитесь, будете приходить вовремя и хорошо работать, сможете остаться на постоянной основе. Две девушки из нашей программы так устроились на работу: одна в юридическую контору, другая в страховую компанию», – рассказывает Делорес своим ученицам.

Наташа качает своего малыша на руках и обдумывает предложение. Пожив на улице, она очень ценит тепло и уют «Ковенант-Хауса» и теперь хочет найти работу, которая дала бы ей уверенность в завтрашнем дне и независимость.

«Они нам очень помогают с работой: и с резюме, и с рекомендательными письмами – со всем, что нужно для собеседования. И они всегда помогут найти именно такую работу, которая бы нас интересовала», – рассказывает Наташа. Она не окончила школу, потому что забеременела в последнем классе, но теперь она сознает свою ответственность и собирается возобновить занятия.

Сонсия же чувствует ответственность за то, чтобы ее сын не попал в ту же обстановку насилия и безразличия, в которой росла она сама. «Отец ребенка меня бил. И однажды я поняла, что не хочу, чтобы мой сын думал, что это нормально – бить женщин, быть грубым. И точка», – признается Сонсия.

Многие из несовершеннолетних матерей сами получили недостаточное или неправильное воспитание. По словам Делорес Клеменс, из-за этого у них часто возникают неверные идеи о воспитании детей. Например, некоторые юные мамы считают, что лучше воздержаться от прикосновений и ласки. Делорес вспоминает свою ученицу, которой мать внушила, что если утешать плачущего ребенка, он станет чересчур капризным: «Я объяснила ей, что это неправда, что она должна обнимать своего ребенка, брать на руки. Он же не просто так плачет! Если ты не возьмешь его на руки, он не перестанет плакать. Поэтому возьми его на руки, приласкай, обними. И она стала так делать. Детям ведь просто нужно немного любви и ласки. И это всегда помогает!».

По словам Делорес, основная задача уроков «Я и моя мама» – привить матерям практические навыки: как купать ребенка, как выбрать одежду по погоде, как готовить детское питание. «Их же не посадишь в ванну. Нужно положить их на горизонтальную поверхность, подложить простынку, вытирать, показывать, как мыть им голову, как одевать и какую одежду в какую погоду выбрать. А на случай, если ребенок заболеет, я их учу измерять температуру. Они же ничего этого не умеют. А вот когда они уходят отсюда, они все умеют, уж будьте уверены», – говорит Делорес.

Еще Делорес убеждена, что несовершеннолетние мамы лучше учатся, если их самих окружить материнской заботой: «Я делаю для них то, чего прежде никто не делал. Я, например, регулярно пеку пироги – мне это не трудно, а для них это так много значит. И поднимаюсь к ним в комнаты, сижу и болтаю с ними про их бойфрендов, даю советы. В конце концов, нравится им это или нет, а я здесь самая взрослая. Я здесь мама. Я даю им советы, как если бы они были моими собственными детьми. Только так и учишься быть матерью, на примере».

Все юные матери в «Ковенант-Хаусе» в один голос твердят, что любят своих детей, но мало кто из них строит иллюзии относительно материнства. 18-летняя Пласида, которая сбежала из дома в 13 лет, после того как ее изнасиловал собственный отец, признается, что частенько ей хочется самой побыть ребенком, а не матерью: «Это так трудно. Приходится просыпаться по ночам через каждые два часа и нельзя просто так пойти и купить себе что-нибудь. Мне ведь теперь надо покупать памперсы, одежду, еду. Теперь нас двое. А это очень трудно».

По сравнению с другими развитыми странами, в США больше всего несовершеннолетних матерей. Конечно, все они сталкиваются с трудностями, но тем из них, кто однажды потерял крышу над головой и кого приютили в «Ковенант-Хаусе», приходится еще тяжелее. Впрочем, зато 350 юных мам, ежегодно оканчивающих курс «Я и моя мама», имеют больше шансов отпраздновать множество счастливых Дней матери в будущем.

XS
SM
MD
LG