Линки доступности

«Индекс восприятия коррупции – 2020»: пандемия усугубляет коррупцию во всем мире


Уровень коррупции ухудшается во всем мире. Россия незначительно улучшила свои позиции, а США – напротив

В то время как большинство стран почти не добились прогресса в борьбе с коррупцией за последние десять лет, пандемия коронавируса еще больше ухудшает ситуацию. В 2020 году состояние коррупции во всем мире представляет собой «мрачную картину», отмечают авторы доклада неправительственной организации Transparency International.

Коррупция не только подрывает борьбу с пандемией, но и способствует продолжающемуся кризису демократии, подчеркивает организация в опубликованном в четверг, 28 января, новом ежегодном отчете об уровне коррупции в мире.

«Коррупция в сфере здравоохранения принимает самые разные формы – от взяточничества и расхищения средств до завышения цен и кумовства», – пишут авторы отчета. Это снижает качество медицинского обслуживания и, как следствие, оказывает негативного влияние на здоровье и жизни людей. – Коррупция даже во время пандемии COVID-19 продолжает подрывать и принципы демократии. В странах с более высоким уровнем коррупции, как правило, наблюдается наиболее серьезные случаи нарушения демократии и верховенства закона».

«COVID-19 – это не просто кризис в сфере здравоохранения и экономики. Это коррупционный кризис. И тот, с которым мы в настоящее время не справляемся», – подчеркивает глава правления Transparency International Делиа Феррейра Рубио.

Ежегодный «Индекс восприятия коррупции» замеряет воспринимаемую коррупцию в государственном секторе в 180 странах по мнению экспертов и бизнесменов. Индекс использует шкалу, в которой 100 баллов означает очень свободную от коррупции страну, а 0 баллов – крайне коррумпированную.

Первая десятка стран по сравнению с прошлым годом не изменилась. Дания и Новая Зеландия по-прежнему делят в рейтинге первое место, набрав по 88 баллов. За ними с небольшим отрывом следуют Финляндия, Сингапур, Швеция и Швейцария. Замыкают первую десятку Норвегия, Нидерланды, Германия и Люксембург. Западная Европа и Европейский Союз являются лучшим регионом в рейтинге со средним показателем 66 баллов из 100. Худшим является регион Южной Африки со средним показателем 32 балла.

Как и в прошлом году две трети стран набрали показатели менее 50 баллов, средний же балл среди всех стран составил 43. «Данные показывают, что, несмотря на некоторый прогресс, большинству стран все еще не удается эффективно бороться с коррупцией. Помимо низких показателей, почти в половине всех стран индекс уровня коррупции не улучшается в течение почти десяти лет», – говорится в отчете.

В 2020 году США получили 67 баллов, что на 2 балла меньше по сравнению с прошлым годом, и опустились в рейтинге на две строчки, заняв 25 место. Это самый худший результат для страны с 2012 года. Если в 2019 году одними из проблем, с которыми столкнулась страна, были «угрозы системы сдержек и противовесов» и «всевозрастающие влияние групп специальных интересов в правительстве», то в 2020 году главным вызовом для США стал надзор за распределением пакета помощи в связи с пандемией в размере 1 триллиона долларов

Восточная Европа и Центральная Азия со средним результатом в 36 баллов является вторым с самым низким показателям уровня восприятия коррупции регионом и особенно уязвим для роста коррупции в условиях пандемии, пишут авторы доклада: «По всему региону COVID-19 выявил текущие проблемы управления и структурные проблемы, а также широко распространенную коррупцию и усугубил социальное недовольство. Некоторые политические лидеры использовали кризис, чтобы усилить свою власть, добавить ограничения к и без того ограниченному доступу к информации, устранить требования прозрачности к правилам государственных закупок и отказаться от механизмов публичной подотчетности. COVID-19 предоставил коррумпированным и авторитарным лидерам повод снизить надзор за государственными расходами и ограничить гражданские свободы».

Из стран бывшего постсоветского пространства лучшие показатели имеют балтийские страны. Так, Эстония занимает 17 место (75 баллов) и единственная входит в 20-ку стран с наилучшими показателями уровня восприятия коррупции. За ней следует Литва – 35 место (60 баллов) и Латвия – 42 место (57 баллов).

За странами Балтии в рейтинге разместились Грузия – 45 место (56 баллов), Армения – 60 место (49 баллов) и Беларусь – 63 место (47 баллов). За ними следуют Казахстан – 94 место (38 баллов), Молдова – 115 место (34 балла), Украина – 117 место (33 балла) и Кыргызстан – 124 место (31 балл).

Россия и Азербайджан, находясь на 129 месте с 30 баллами, делят эту строчку рейтинга с африканскими странами – Габон, Малави и Мали. В прошлом году Россия с 28 баллами занимала 137-е место.

Самые худшие позиции среди постсоветских стран занимают Узбекистан – 146 место (26 баллов), Таджикистан – 149 место (25 баллов) и Туркменистан – 165 место (19 баллов).

Замыкают рейтинг Венесуэла и Йемен –176 место (15 баллов), Сирия – 178 место (14 баллов), Сомали и Южный Судан – 179 место (12 баллов). В прошлом году рейтинг замыкала Сомали с 9 баллами на 180 месте.

Для борьбы с коррупцией авторы отчета также выдвигают ряд рекомендаций в сфере укрепления институтов надзора, обеспечения систем открытых и прозрачных договоров, защиты демократии, расширения гражданского пространства и права на доступ к ресурсам.

Так, антикоррупционные и надзорные органы должны располагать достаточными средствами, ресурсами и независимостью для выполнения своих обязанностей, группы гражданского общества и средства массовой информации должны иметь благоприятные условия для обеспечения подотчетности правительств, процессы заключения контрактов должны оставаться прозрачными, а данные о расходовании и распределении ресурсов должны быть доступны для граждан, пишут авторы отчета.

  • 16x9 Image

    Валерия Егисман (Valeria Jegisman)

    Журналист «Голоса Америки». До этого работала в международных неправительственных организациях в Вашингтоне и Лондоне, в русскоязычной версии эстонской ежедневной газеты “Postimees” и в качестве пресс-секретаря МВД Эстонии. Интересы - международные отношения, политика, экономика

XS
SM
MD
LG