Линки доступности

Конгресс Свободной России подводит итоги


Коллективная ответственность и коллективная вина за развязанную против Украины войну - тема заключительного дня форума российской оппозиции в Вильнюсе

Секцию «Последствия катастрофы российского общества. Сопротивление и ответственность» открыло предварительно записанное обращение писателя и публициста Виктора Шендеровича. Он считает, что россиян 2022 года можно сравнить с немцами 40-х годов в плане отношения к ним со стороны внешнего мира. «Коллективная ответственность – прерогатива истории, нас никто не спросит, – считает он. – Мы заплатим и уже платим - кто-то изгнанием, кто-то жизнями, историческая плата ждет и наших детей за пилотки и выстраивание буквой Z».

А вот коллективной вины, по мнению Шендеровича, нет и быть не может, поскольку вина может быть только персональной, а не общей. И нельзя судить о человеке по его паспорту, потому что это шаг к погромам и убийствам. «Водораздел проходит не между уехавшими и оставшимися, не между русскими и украинцами, а теми, кто противостоял Путину, и теми, кто помогал ему удержаться у власти, торговал с ним», – считает публицист.

Дмитрий Быков, также выступая по видеосвязи, сказал: «Российское общество не переживает катастрофу, оно – катастрофа само по себе. У него отсутствует солидарности, в нем постоянное раздражение по отношению к кому-то, у него нет консенсусных ценностей и картины будущего».

Вместе с тем, нормальное российское общество, по мнению Быкова, можно сформировать, но не в России, а в эмиграции. Но и в России начинают понимать, что происходит. «Свободу не дают, а берут и есть шанс, что мы ее возьмем. Когда на следующий год на этих руинах потребуется что-то делать, постараемся быть готовыми и мотивированными», – закончил он.

Геннадий Гудков убежден, что Россия в настоящее время превращена в военную диктатуру. Мирные способы борьбы с режимом, по мнению оппозиционного политика, не могут привести к смене власти. Те, кто остался в России, могут заниматься только гуманитарными работами, а мирный протест – дорога на заклание. «Если сегодня не будет победы, то к 2028 году мир получит ядерную войну. Мы должны признавать за россиянами право воевать на стороне Украины. Но здесь должна быть встречная помощь Украины», – отмечает Гудков.

И предупреждает: «Путин ни при каких условиях власть не отдаст. Выборы никакого влияния на власть не оказывают. Главное, что может опрокинуть путинский режим – победа Украины в войне, поэтому нужно поставлять Украине больше оружия. России нужна будет денацификация, потому что сейчас там нацизм – за украинцами не признается право на существование. Нужна десталинизация, депутинизация, дебольшевизация».

Владислав Иноземцев считает, что необходимо не только военное поражение России в войне, но и последующая интеграция России в мировое сообщество. «Путин не изменил страну, он дал ей возможность быть самой собой, а Горбачев попытался привить стране несвойственные ей ценности», – отметил он. Путь к нормализации России, по мнению Иноземцева, будет очень долгим. Он будет лежать через военное поражение и последующий консенсус с другими крупными мировыми игроками.

«Программа преобразования России родится не внутри самой России, а только в результате сотрудничества прогрессивной части российского общества с западными институтами. Катастрофа произошла, мы пошли не туда. Но если Россия пойдет на Восток, это будет еще более ошибочный путь» – уверен он.

В конце своего выступления Владислав Иноземцев призвал к созданию открытой базы всех российских преступников - начиная с Путина, и заканчивая сержантами, которые насиловали в Буче.

«В России есть два разных народа, один, условно говоря -"Уралвагонзавод", а другой - коллективные "белоленточники"»

Модератором этой сессии был известный тележурналист Евгений Киселев, и по окончании дискуссии корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовалась его мнением относительно катастрофы российского общества, коллективной ответственности и коллективной вины.

Евгений Киселев
Евгений Киселев

«Я считаю, что на самом деле катастрофа произошла давно, и началась она в тот день, когда Борис Николаевич Ельцин решил передать власть никому не известному бывшему чекисту из Петербурга по фамилии Путин. Это была грандиозная политическая ошибка, и все, что происходило потом – это был путь к нынешней катастрофе. И сейчас мы пожинаем плоды и той ошибки, и множества последующих ошибок, которые были совершены и руководством России, и той частью политических элит, которые были в силе противостоять, но не противостояли, которые шли по пути наименьшего сопротивления. И самое ужасное в том, что как можно говорить о катастрофе общества, когда общества нет? И я прихожу к выводу, что в России нет политической нации», – ответил Евгений Киселев.

Такая политическая нация, которая строится по принципу верности определенной системе убеждений и ценностей – считает он – давно сформировалась в Украине: «Я живу и работаю в этой стране много лет, и там любой человек с характерной армянской, грузинской, еврейской или греческой фамилией может сказать: "Я - украинец", и это ни у кого не вызовет тени усмешки. А в России нет системы ценностей, которая объединяла бы народ, а все эти "скрепы", извините меня, это - фигня».

Вопрос о коллективной вине и коллективной ответственности, по мнению Киселева, очень сложный. «На самом деле, я считаю, что в России давно есть два разных народа, об этом недавно написал Леонид Никитинский. В силу различных исторических, культурных, просветительских, экономических причин один народ, условно говоря: "Уралвагонзавод", а другой народ –коллективные "белоленточники", которые выходили на протесты в 2011 году. И между этими двумя народами лежит колоссальная пропасть - и политическая, и культурная, и образовательная, и демографическая. Когда-нибудь эта пропасть может быть преодолена, но только в результате колоссальных инвестиций в прямом и переносном смысле слова. Ведь для того, чтобы объединить две Германии потребовалось колоссальное количество денег, и этот процесс до сих пор завершен не до конца, но кое-что получилось. И задача объединений двух Россий в разы более сложная и драматическая, чем объединение двух Германий, но без нее, наверно, не обойтись», - заключил свой комментарий Евгений Киселев.

«Мы будем продолжать приглашать и предлагать убежище всем, кто борется за свободу и помогает Украине победить»

Во время дискуссии под названием «Отмена русских: коллективная ответственность или индивидуальный подход», большое внимание было уделено ограничению возможностей граждан РФ свободно посещать страны Евросоюза с туристическими целями.

Глава Комитета Сейма Литвы по иностранным делам Жигимантас Павиленис (Žygimantas Pavilionis) напомнил: «Когда Литва вступила в ЕС, мы говорили, что очень глупо открыть для России все двери. Это было уже после прихода Путина к власти, и мы видели, что Путин сворачивает демократические предобразования. Мы тогда говорили, что Путин двинет танки через эти открытые двери. И мы видели это уже в 2008 году, когда российские танки вошли в Грузию».

Жигимантас Павиленис
Жигимантас Павиленис

По мнению литовского политика, из «политики объятий» Евросоюза Путин сделал вывод, что он может делать все, что захочет.

Чтобы не допустить этого, сейчас все должны работать на то, чтобы Украина победила и вводить всевозможные санкции против Путина, - считает Жигимантас Павиленис. Также, по его словам, нужно принять Украину в ЕС и в НАТО, потому что «в противном случае мы зря потратим деньги, придут русские солдаты и все разрушат».

Что же касается Шенгенских виз, то глава Комитета по иностранным делам считает, что их следует давать лишь тем россиянам, которые борются с режимом. «Если мы проиграем, то Вильнюс, Рига и другие западные города станут Бучей через пять-шесть лет. Давайте все вместе работать на победу Украины, и тогда все встанет на свои места», убежден он.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» спросила Жигимантаса Павилениса, считает ли он, что в визовом вопросе все члены ЕС будут солидарны с позицией стран Балтии, Польши и Финляндии?

«Я думаю, что в конце концов, нам это удастся сделать. Мы за такое решение боролись на встрече министров иностранных дел в Праге и хотели, чтобы все страны запретили туристические визы. В этот раз нам это не удалось сделать, но Жозеп Боррель и все другие лидеры ЕС согласились, что мы покажем пример», – ответил политик.

Он также указал, что все пограничные службы соседних с Россией стран будут иметь право не впускать этих граждан, чтобы снизить угрозу своей безопасности, что особенно важно во время войны.

«Мы будем продолжать свою политику, приглашая и предлагая убежище всем, кто борется за свободу и помогает Украине победить. Гуманитарный коридор будет работать. И мы говорим другим странам, что и вы могли бы по нашему примеру помогать таким русским, а не дочерям Путина и другим bystanders (сторонним наблюдателям – А.П.), которые своим молчанием не протестуют против войны. Это и создает условия для Путина эту войну продолжать», –- подытожил господин Павиленис.

Политолог Мария Снеговая на основе собственных наблюдений сделала вывод, что за последние годы на Западе было три мощных сдвига в отношении России. «Вначале было представление, что Россия, в принципе, нормальная страна со своей спецификой, но вполне демократическая. В нулевые годы Запад избегал вводить санкции, несмотря на дело Магницкого, Ходорковского и даже вторжение в Грузию», – отметила она.

Некоторые изменения в отношении начались с возвращением Путина к власти в 2011 году. Тогда у ряда западных лидеров сложилось впечатление, что режим проблемный, но общество протестует, поэтому нужно его поддерживать. То есть, Путин и его окружение - отдельно, а россияне - отдельно, и поэтому после аннексии Крыма санкции были сравнительно мягкие.

Это представление о России на Западе кардинально поменялось после начала полномасштабной агрессии против Украины. «Ожидалось, что россияне будут протестовать. Но увидев, что российская армия творит на оккупированной территории Украины, и то, что в России нет массовых протестов против войны, на Западе решили, что это не только война Путина, но и война всей России. От имени россиян власть творит преступления, и по мере новых преступлений санкции против всех россиян будут усиливаться», – заключает Мария Снеговая.

Режиссёр, сценарист и публицист Григорий Амнуэль убежден, что каждый россиянин должен сделать жесткий выбор, по какую сторону добра и зла он стоит. «Если не будет достигнута цель уничтожения нынешнего российского государства – государства, а не страны! – никакой победы не будет. На месте Путина может появиться другой человек, который захочет нажать "красную кнопку". Надеяться, что за тебя это сделает "добрый царь" – абсурдно, такие царей неоткуда взять», - эмоционально оценил ситуацию участник Конгресса свободной России.

И подытожил: «Украинцы смогут победить только в том случае, если будет создана широкая антипутинская, антирашистская коалиция по примеру антигитлеровской коалиции. Никакие ленд-лизы войну не остановят».

«Все увидели, что Россия - колосс на глиняных ногах»

Заключительная секция Конгресса называлась «Остановить экспансию России: угрозы и сценарии». Министр внутренних дел Грузии (2004–2012) премьер-министр Грузии в 2012 году Вано Мерабишвили напомнил, что его страна стала первой жертвой путинской агрессии. «К сожалению, нам не хватило территории, чтобы остановить российскую армию. Международная реакция была недостаточной, но президенты Украины, Польши и стран Балтии приехали в Тбилиси и выразили поддержку Грузии. Но если бы тогда ввели настоящие санкции, не было бы аннексии Крыма и нынешнего этапа войны», – убежден экс-министр.

Вано Мерабишвили
Вано Мерабишвили

Характеризуя нынешнюю ситуацию, Вано Мерабишвили констатировал: Беларусь оккупирована, следующей целью может стать Казахстан. «К сожалению, из-за нынешнего руководства, Грузия не стала частью международной коалиции, поддерживающей Украину. А ведь, когда была война в 2008 году, Украина нам помогала, украинский президент Виктор Ющенко помог спасти Тбилиси, передав Грузии оружие.

Грузии нужно освобождение от своего нынешнего руководства и от России.

Необходимо также создать вокруг России демократический пояс - от Норвегии до Азербайджана. Нам нужно нам строить свой военный союз, и смотреть, что происходит в России», – считает он.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» спросила у Вано Мерабишвили, существуют ли доказательства прямого давления Кремля на нынешнее грузинское руководство?

«Я бы не сказал, что это влияние, – ответил грузинский оппозиционер – на мой взгляд, руководство Грузии уже даже не стесняется и не пытается камуфлировать свою явно пророссийскую позицию. Она была таковой и раньше, но Грузия старалась не портить отношения с Западом и сохранять их. А сейчас она совершенно откровенна, и в результате этого Грузии отказали в статусе кандидата в члены ЕС.

Наша страна была впереди Украины и Беларуси в ассоциации с Евросоюзом, но сейчас она аутсайдер. И это серьезный удар по будущему Грузии и, к сожалению, в такой ситуации она стала убежищем для бизнесменов, транзитом для российских грузов».

Народный депутат Украины Олег Дунда считает, что все российское общество болеет имперским синдромом. «Все территории, где есть русский язык и хотя бы зачатки русской культуры, Россия считает это частью "русского мира" и говорит: "значит, мы идем к вам с танками, ракетами, в солдатских сапогах". И это касается Грузии, Казахстана, стран Балтии», – предупреждает он.

Для того, чтобы не допустить этого, по мнению Олега Дунды, нужна победа Украины на поле боя, а затем демонтаж России.

«Что может объединить Калининград и Дагестан? Они живут в разных веках. Нужно лишить Россию ресурсной базы, а процесс распада Российской империи, начавшийся в 1989 году, должен завершиться. Если семь месяцев назад я давал Российской империи 10 лет существования, то после 24 февраля я даю ей 2–3 года», – предсказывает украинский политик.

Текущая война – большой вызов мировому сообществу, и, в связи с этим военные поставки Запада Вооруженным силам Украины, по его мнению, будут постепенно увеличиваться, «потому что все увидели, что Россия – колосс на глиняных ногах. И все рассуждения о "второй армии мира", о "взятии Киева за три дня" были на пустом месте».

Депутат Сейма Литва Раймундас Лопата, отвечая на вопрос модератора секции, что теперь может гарантировать военную безопасность стран Балтии, сказал: «Увеличение корпуса быстрого реагирование НАТО. В отношениях с Североатлантическим альянсом у нас проблем нет особенно после Мадридского саммита, когда Россия была признана главной угрозой европейской безопасности».

Проблемы, по мнению литовского парламентария, существуют в Евросоюзе, потому что там нет политических решений в отношениях с Россией. «Пока там говорят: “мы за диалог с Россией по деэскалации” – прогресса не будет. Для тех стран, которые понимают, что такое Россия, предстоит большая работа. Мы за трансформацию России, и, как член НАТО и ЕС, мы будем готовиться к тому, чтобы здесь Бучи не было», - уверен Раймундас Лопата.

XS
SM
MD
LG