Линки доступности

Африка в движении: между Китаем, Россией и Западом


На саммит БРИКС в ЮАР (архивное фото).
На саммит БРИКС в ЮАР (архивное фото).

Эксперты по Африке - об итогах саммита стран БРИКС, смерти руководителей ЧВК «Вагнер», будущей роли доллара и влиянии Кремля на континент

Значение африканских стран в мировой экономике и политике увеличивается.

Созданный около полутора десятков лет назад при участии Кремля альянс стран БРИКС, 15-й саммит которого завершился в ЮАР, стал платформой для расширения влияния Китая, в том числе и на африканском континенте. Президенту РФ Владимиру Путину пришлось выступать на саммите, используя видеосвязь, - власти ЮАР не рекомендовали ему лично присутствовать в Йоханнесбурге из-за возможности его ареста по ордеру МУС.

Влияние Кремля на африканские страны, включая активность наемников из «Вагнера» подробно изучили исследователи из Центра стратегических исследований Африки, о чем Русская Служба «Голоса Америки» подробно писала ранее.

Джозеф Сигл, руководитель группы этих исследователей (Joseph Siegle, Africa Center for Strategic Studies), комментируя известия о гибели руководителей ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина и Дмитрия Уткина в авиакатастрофе, напомнил, что в Африке «Пригожин по сути координировал не только деятельность наемников, но и другие каналы влияния: поддержку некоторых режимов посредством переброски военной техники, организации пропаганды и дезинформации в пользу пророссийских диктаторов, путем вмешательства в выборы и сделок, типа “оружие в обмен на ресурсы”».

«В какой-то то степени он был незаменим, так как всего этого невозможно добиться через официальные российские ведомства. Я не ожидаю, что другие российские олигархи смогут обеспечить координацию этих усилий и поддержать те африканские связи, которые потребуются Кремлю для продолжения своих действий в Африке, хотя, наверное, кто-то попытается», - заявил аналитик.

При этом, Сигл не предполагает, что в результате расформирования ЧВК «Вагнер» или прекращения его финансирования «Кремль отступит из Африки, хотя потеря Пригожина повлияет на возможности России на континенте».

«Дело в том, что Россия не так уж много предлагает Африке по официальным каналам: речь не идет о больших объемах инвестиций, торговли или помощи в целях развития. Автократические режимы, которые рассчитывали на поддержку своей власти наемниками из "Вагнера", чтобы остаться у власти – в Мали, ЦАР и Буркина-Фасо – должны быть очень встревожены новостью о Пригожине. Это также ослабит позиции хунты в Нигере и Халифы Хафтара в Ливии», - добавил эксперт.

По мнению аналитика, выход из игры Пригожина дает Африке возможность переоценить свои отношения с Россией: «Уже на саммите "Россия-Африка", африканские лидеры пытались подчеркнуть свои приоритеты – снятие эмбарго на поставки зерна из Черного моря, свободное перемещение зерна на континент в целом, и обязательства России положить конец войне в Украине, которая поглощает средства, которые можно было бы потратить на международное развитие».

Исследователь полагает, что последние события могут быть «хорошими новостями для континента», так как могут «привести к распространению запрета со стороны Африканского союза на применение наемных сил в Африке» и к увеличению призывов со стороны лидеров африканских стран к «повышению прозрачности в соглашениях о сотрудничестве в области международной безопасности».

Джозеф Сигл отметил, что в большинстве африканских стран «стали понимать, что страны континента, в первую очередь, являются «театрами действий для продвижения геостратегических амбиций России, а не целью взаимодействия».

Ведущие эксперты по Африки из Африканского центра вашингтонского «Атлантического совета» также высказались по поводу растущего в африканских странах понимания роли Африки в геополитическом ландшафте.

Рама Яде, старший директор Африканского центра Атлантического совета (Rama Yade, Atlantic Council), отметила, что «времена изменились и в Африке появилось новое поколение людей, которые представляют формирующийся средний класс: они легко выражают свои взгляды в соцсетях, также, появилось и поколение бизнес-лидеров».

«Путь этих африканцев не связан с идеологией, как раньше. России будет трудно продолжать свою пропаганду и манипулировать постколониальной риторикой, а собственно на ней все и держалось», - подчеркнула бывший посол.

Как итоги саммита БРИКС повлияют на африканский континент?

Главным итогом завершившегося в ЮАР саммита БРИКС Зайнаб Усман, старший научный сотрудник и директор Африканской программы Фонда Карнеги за международный мир (Zainab Usman, Carnegie Endowment for International Peace), считает «развитие дискуссии о расширении членства в альянсе».

Однако, среди новых приглашенных стран, чей вопрос о членстве в БРИКС должен решиться в 2024 году, войдут только две африканские страны - Египет и Эфиопия, из которых Египет по сути - страна арабского Магриба не рассматривается многими африканскими лидерами как сторонник африканского единства. Остальные новички - Иран, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Аргентина. Это, по мнению эксперта, вряд ли вызовет большой энтузиазм на континенте.

«Кроме того, у многих стран могут быть завышенные ожидания относительно того, что членство в БРИКС на самом деле даст на практике», - сказал в интервью Reuters Стивен Грузд из Южноафриканского института международных отношений.

Эксперт привел в пример скудные достижения ЮАР: «Согласно анализу Корпорации промышленного развития страны, торговля с БРИКС стабильно росла с момента присоединения к альянсу, однако этот рост во многом обусловлен импортом из Китая. Бразилия и Россия вместе поглощают всего 0,6% южноафриканского экспорта, а к прошлому году торговый дефицит ЮАР с партнерами по БРИКС вырос в четыре раза по сравнению с 2010 годом - до 14,9 миллиардов долларов. Такие результаты должны заставить страны-кандидаты задуматься».

Другой острой темой завершившегося саммита была новая валюта при взаиморасчетах между странами БРИКС, призванная заменить доллар США. Эту идею в свое время выдвинул президент Бразилии Лула да Силва.

По мнению Ландри Сигне, старшего научного сотрудника, Брукингского института (Landry Signé, Brookings Institute), «вполне логично, что этот разговор пока окончился ничем».

«Валюта для внешних расчетов должна еще быть эффективной для экономик самих стран. Африканский союз также думает о постепенном уменьшении роли доллара в расчетах, но до полного отказа от него еще очень далеко. По сути, таким образом все может свестись только к частичному использованию китайского юаня в торговле внутри стран БРИКС, - считает исследователь, - кроме того, доллар остается центральной валютой, которой больше всего доверяют. Вот почему я думаю, что славные часы доллара еще не остались в прошлом».

Как США и Западу вернуть свое влияние на континент?

В этом году Африка продолжает привлекать внимание: в ЮАР осенью пройдет Форум Закона о росте и возможностях Африки 2023 года - African Growth and Opportunity Act (AGOA).

С момента своего принятия в 2000 году Закон о росте и возможностях Африки лежит в основе экономической политики США и коммерческого взаимодействия с Африкой.

AGOA предоставляет странам Африки к югу от Сахары беспошлинный доступ на рынок США для более чем 1800 товаров в дополнение к более чем 5000 товарам, которые имеют право на беспошлинный доступ в рамках программы Всеобщей системы преференций в торговле.

Чтобы соответствовать квалификационным требованиям AGOA, страны должны создать или добиться постоянного прогресса в создании рыночной экономики, верховенства закона, политического плюрализма и права на надлежащую правовую процедуру. Кроме того, они должны устранить барьеры для торговли и инвестиций США, вести работу по борьбе с бедностью и коррупцией, и т.д.

Оге Онубогу, директор Африканской программы Центра Вилсона (Oge Onubogu, Wilson Center), отметила, что важно, чтобы БРИКС не рассматривался как альтернатива «Большой семерке», «Большой двадцатке» или ООН, а фактически «рассматривался как дополнительная платформа, где более широкая коалиция стран имеет право голоса».

«Ответ на вызовы БРИКС находится не в руках БРИКС и даже не Пекина, а в Вашингтоне, в Париже, в Брюсселе, потому что США и ЕС играют ключевую роль в этом геополитическом порядке, и у них есть инструменты, чтобы изменить ситуацию и вызвать изменения. В противном случае, БРИКС будет напоминать всем странам, что где-то есть и альтернатива», - заявила аналитик.

Форум

XS
SM
MD
LG