Линки доступности

Суд над Виктором Бутом не принесет сенсаций


Суд над Виктором Бутом не принесет сенсаций
Суд над Виктором Бутом не принесет сенсаций

Хуан Зарате уверен, что Бут был одним из крупнейших торговцев оружием в мире; Алла Бут называет обвинения «абсурдом»

Начавшийся во вторник 11 октября в Нью-Йорке суд над Виктором Бутом привлек к себе внимание американских и международных СМИ: небольшой зал, где проходят слушания, в первый день не смог вместить всех журналистов, и некоторым пришлось смотреть телетрансляцию из зала суда в другой аудитории. В США Бута с легкой руки Дугласа Фары (написавшего в соавторстве со Стивеном Брауном одноименную книгу) называют «торговцем смертью» или «оружейным бароном» (по одноименному фильму с Николасом Кейджем в главной роли). Даже адвокат Бута Альберт Даян, утверждающий, что его подзащитный занимался лишь авиаперевозками, а не продажей оружия, в своем вступительном слове на процессе признал, что Буту так и не удалось «избавиться от репутации легендарного торговца оружием».

Супруга обвиняемого, Алла Бут, утверждает, что сейчас СМИ перепечатывают из интернета «различные сплетни» и что «разного рода «писатели», которые якобы 20 лет бегают за Виктором по всему миру… просто лгут и клевещут, пытаясь пропиариться на деле Виктора, заработать себе некий статус и большие деньги».

Те, кто ждет от судебного процесса по делу Виктора Бута сенсационных откровений или надеется узнать правду о его окутанной тайной карьере, скорее всего, будут разочарованы. Об этом сказал в эксклюзивном интервью Русской службе «Голоса Америке» Хуан Зарате, бывший заместитель советника по вопросам национальной безопасности при второй администрации Джорджа Буша-младшего, а ныне советник вашингтонского Центра стратегических и международных исследований и консультант телерадиокомпании CBS. «Этот процесс не коснется истории Виктора Бута и всех совершенных им за многие годы преступлений, – сказал эксперт. – Суд рассмотрит лишь предъявленные ему обвинения. Это может быть не так увлекательно, как кто-то надеялся. Но я полагаю, что это будет пример справедливого применения американских законов по отношению к человеку, который их нарушил. В течение многих лет он был настоящим бедствием международного сообщества. Может быть, этот процесс не принесет каких-либо откровений. Если сам Бут не будет давать показания, то наши шансы уяснить, кто он на самом деле, как он вел свои дела, и что он может знать, значительно уменьшатся».

Адвокаты Бута говорят, что решение о том, будет ли их клиент давать показания в суде, будет принято в ходе процесса.

Хуан Зарате, как и некоторые другие наблюдатели, до начала процесса предполагали, что Бут «запоет», то есть согласиться сотрудничать со следствием и предоставит информацию о высшем руководстве Кремля, с которым он, якобы, имеет связи, и которое обеспечивало ему поддержку российских властей. «Не исключено, что кое-кто из этих людей (в Кремле – М. Г) нервничает из-за того, о чем этот человек знает и может рассказать, оказавшись в зале судебных заседаний в Нью-Йорке», – говорил ранее Зарате.

Некоторые американские аналитики предполагают, что Буту оказывал содействие заместитель Владимира Путина Игорь Сечин, который работал в Африке в то же время, что и Бут. Некоторые российские журналисты предполагают, что Сечин использует Бута в секретной войне, которую Кремль ведет против американского влияния в мире. Однако, все эти предположения остаются догадками: Бут не «запел» – либо потому, что не хочет этого делать, либо потому, что ему нечего сказать (сам он настаивает на последнем варианте). Не произошло также и обмена Бута на кого-либо, о чем также периодически писали как российские, так и западные СМИ. Более того, по мнению некоторых российских комментаторов, Россия не достаточно энергично защищает интересы своего гражданина.

Бут законов не нарушал?


Вице-консул РФ в Нью-Йорке Александр Отчайнов обратил внимание на то, что накануне процесса в американских СМИ появились репортажи, в которых Виктор Бут «бездоказательно назывался «торговцем смертью» и международным торговцем оружием»». Отчайнов подчеркнул, что ни один суд в мире, включая в США, еще не признал Бута виновным.

Кэти Остин, бывший эксперт ООН по отслеживанию торговцев оружием, которая одной из первых стала расследовать деятельность Виктора Бута, в интервью «Голосу Америки» сказала, что «Виктора Бута так трудно привлечь к ответственности, потому что на международном уровне отсутствуют законы и четкие стандарты». «Виктор Бут в течение многих лет пользовался этой юридической черной дырой и слабыми законами в различных странах для того, что бы заниматься контрабандой оружия», – добавила Остин, которую в запланированном фильме о ее «преследовании» Бута будет играть актриса Анжелина Джоли.

По словам Остин, благодаря «военным спекулянтам» конфликты в таких странах, как Либерия и Сьерра-Леоне, переросли в настоящие войны. Она также сказала, что «ее беспокоит то, что Бута не судят за те преступления, которые он совершил в течение последних 15 лет». «Поставляя оружие в конфликтные зоны, он нарушал американские законы и введенные ООН эмбарго, – заявила Остин. – На проходящем процессе Виктор Бут не понесет ответственности за реальные преступления, которые он совершил и которые повлекли реальные человеческие жертвы».

Версия о политическом преследовании Бута

Хуан Зарате сказал корреспонденту «Голоса Америки», что американские спецслужбы в течение многих лет считали Бута «неприкасаемым». «Он был одним из самых известных торговцев оружия, который в нарушение международных санкций в течение многих лет вооружал повстанцев и потенциальных террористов по всему миру, – сказал Зарате в эксклюзивном интервью. – Его разыскивали, но до тех пор, пока Управление по борьбе с наркотиками США (DEA) не взяло его на мушку, считалось, что он «неприкасаемой», благодаря своей бизнес-империи, которая оказывала услуги и доставляла оружие по всему миру».

То, как именно Бут попал «на мушку» DEA, было предметом досудебных слушаний по делу россиянина. Его адвокат, уроженец Ташкента Альберт Даян, в одном из своих ходатайств пытался убедить судью в том, что судебное преследование его подзащитного носит «карательный», или «мстительный» характер. Адвокат даже грозился вызвать в качестве свидетеля Хуана Зарате, якобы отдавшего приказ «осуществить политическое преследование Виктора Бута» в бытность свою заместителем советника по вопросам национальной безопасности Джорджа Буша-младшего. «Мне кажется, что кто-то в американском руководстве просто решил, что Бут – очень плохой человек и заслуживает наказания», – заявил Даян.

При этом адвокат ссылался на заявления, сделанные Зарате и агентами DEA, разрабатывавших Бута, в телепрограмме CBS «60 минут». В интервью этой программе Зарате сказал, что считает ошибкой заключение контракта на перевозку техники и вооружений для американских войск в Ираке с одной из контролируемых Бутом компаний. «Щупальца Виктора Бута протянулись настолько далеко и глубоко, что у него появился доступ к самолетам, которые могли предоставлять услуги американским властям», – сказал он, признав, что власти США «могли иметь дело с Бутом, но не могли схватить его».
Бывший зам советника по вопросам национальной безопасности признал, что из-за этого у Белого дома «возникли серьезные осложнения».

Даян напомнил, что начиная с 2003 года, компании Виктора Бута получали контракты на перевозку грузов для американских фирм, работавших в Ираке, включая и компанию Kellog, Brown & Root, «дочернюю» фирму корпорации Halliburton, которую в свое время возглавлял бывший вице-президент США Дик Чейни. При этом, как сообщала в те годы американская пресса, Министерство финансов США обвинило Бута в продаже оружия афганским талибам и незаконных поставках в Либерию, где в то время шла гражданская война, и включило его в «черный» список лиц, с которыми американским гражданам или компаниям было запрещено иметь любые финансовые или коммерческие отношения.

По версии адвоката, главной целью судебного преследования Бута является месть за то, что россиянин «поставил администрацию президента Буша в неловкое положение». «Американские власти достаточно цивилизованы и не используют пули или яд, – заявил Альберт Даян. – Они предпочитают идти юридическим путем».
Хуан Зарате в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» отверг предположение защиты о политических мотивах преследования Бута.

Зарате бросил вызов

В интервью телепрограмме «60 минут» Хуан Зарате признал, что «не верил, что кто-либо сможет подобраться» к Виктору Буту. Автор телерепортажа сказал, что «это был вызов», брошенный Зарате Управлению по борьбе с наркотиками, и что руководитель DEA Майк Брон и его команда этот вызов приняли.

В интервью телепрограмме «60 минут» Брон сказал: «Когда я сидел здесь рядом с Хуаном, а мои ребята сидели по другую сторону стола... он положил перед нами это дело. Я взглянул ему в глаза, а моя команда посмотрела на меня, как будто хотела сказать: «Мы сделаем это. Мы можем сделать это»».

После этого в телепрограмме Зарате говорит, что «считал, что их шансы на успех равны 5 процентам», а Брон добавляет: «А Майк Брон решил, что шансов на успех 95 процентов. 5 плюс 95 равно 100. Так что его (Бута – М. Г.) судьба была предрешена, он был у нас на мушке».

Отвечая на вопрос «Голоса Америки», правда ли, что именно он бросил вызов DEA, предложив начать охоту на Бута, Хуан Зарате заявил, что, возможно, коллеги из DEA именно так восприняли его слова, произнесенные во время обсуждения «целого ряда опасных преступников». «Мы обсуждали роль, которую играл Виктор Бут на международном рынке вооружений, – сказал Зарате. – DEA в то время проводило ряд инновационных, эффективных операций против других ключевых игроков, которые занимались контрабандой оружия и наркотиков, и были задействованы в террористических сетях. Естественно, Виктор Бут был частью этой дискуссии».

По словам ведущего программы «60 минут», «Хуан (Зарате – М. Г.) поспорил с этими ребятами (из DEA – М. Г.) на торжественный обед, что они не смогут поймать Виктора Бута».

В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» Зарате отказался подтвердить или опровергнуть это утверждение. В ряде американских СМИ сообщалось, что именно он дал «добро» на проведение операции с использованием подставных лиц, результатом которой стал арест Бута в Бангкоке.

«Виктор Бут был опасным человеком»

Ходатайство защиты Бута с требованием отозвать обвинения на том основании, что россиянин подвергается политическому преследованию, было отвергнуто судом, и адвокаты согласились не поднимать этот вопрос в ходе процесса. Также было отвергнуто ходатайство, основанное на том, что американский суд не имеет юрисдикции над россиянином, никогда до своей экстрадиции из Таиланда не бывавшем в США.

По мнению Хуана Зарате, принцип «экстра территориальности», или применения американских законов за пределами США, применим к Буту, потому что он, согласно обвинению, согласился продать оружие террористической группировке (Революционным вооруженным силам Колумбии - FARC), которая намеревалась убивать не только колумбийцев, но и американцев.

Зарате не стал предсказывать исход судебного процесса, выразив лишь уверенность, что коллегия присяжных вынесет справедливое решение. И хотя суд примет во внимание лишь доказательства, имеющие отношения к конкретным обвинениям россиянину в сговоре с целью убийства американцев, включая должностных лиц, и в сговоре с целью продажи ракет и поддержки терроризма через сотрудничество с FARC, Зарате уверен, что «история и реальность говорят сами за себя – Виктор Бут был опасным человеком, одним из крупнейших торговцев оружием в мире, который был готов поставлять оружие странам-изгоям и в самые темные уголки мира». «Нет никакого сомнения, что он поставлял автоматы Калашникова и боевые вертолеты в конфликтные зоны, усугубляя гражданские войны и другие конфликты, нарушая международные санкции», – заявил Зарате.

Алла Бут называет обвинения «абсурдом»

Со своей стороны, Алла Бут заявила «Голосу Америки», что ее супруг никогда не торговал оружием. «По крайней мере, я об этом ничего не знаю, – добавила она. – И никаких доказательств, насколько я знаю, тоже нет. Потому что, если бы это было доказано, это было бы доказано еще 10 лет назад».
Алла Бут также сказала, что не может «судить, что произошло на самом деле, но с точки зрения человеческой морали – это абсурд».

Супруга обвиняемого посещает все заседания суда, и журналисты постоянно стремятся получить ее комментарии. По окончании первого дня процесса Алла Бут сказала, что ей тяжело выслушивать «голословные обвинения» и вопросы вроде «а Ваш муж террорист?» или торгует ли он оружием. «Это абсурдные вопросы, – заявила она. – Конечно, я скажу «нет», но не потому, что я жена».

Отвечая на вопрос «Голоса Америки», Алла Бут сказала, что все, чего добился ее муж, «он добился собственными руками, энтузиазмом, талантом, напором, безумной трудоспособностью и гениальной головой».

Она также опровергла появившиеся в интернете данные о том, что Виктор Бут женился на ней из-за того, что ее отец был генералом КГБ. «Мой папа как раз во вторник был в американском консульстве в Санкт-Петербурге, – рассказала Алла Бут. – Я попросила его туда сходить лично, потому что моих слов не достаточно. Мне говорят «а почему учитель физкультуры не может быть генералом КГБ?»».

По словам Аллы Бут, ее отец объяснил в американском консульстве, что если бы он действительно был генералом КГБ, ему не пришлось бы жить на учительскую пенсию. По мнению супруги обвиняемого, популярность этой «байки» указывает на широко распространенные подозрения в том, что Виктор Бут – через отца жены или иначе – завел связи в высших эшелонах власти. «Соответственно, говорят, что он мог быть знаком с Сечиным, Путиным, и так далее, и так далее – с внутренними структурами, которые его финансировали, и поэтому он смог столь успешно развивать свой бизнес, – сказала она. – Тут выстраивается огромный логический ряд, объясняющий, как Бут пришел к тому, чем он стал в американских и европейских СМИ. Но когда мы говорим, что мой папа – не генерал КГБ, а учитель физкультуры, вся эта цепочка рассыпается».

Другие материалы о событиях в США читайте в рубрике «Америка»

XS
SM
MD
LG