Линки доступности

Борис Джонсон и перспективы российско-британских отношений


Борис Джонсон и министр иностранных дел Сергей Лавров. Москва, 22 декабря 2017.
Борис Джонсон и министр иностранных дел Сергей Лавров. Москва, 22 декабря 2017.

Возможен ли диалог между Лондоном и Москвой при новом премьере?

Экс-министр Великобритании Борис Джонсон вступил в должность премьер-министра, сообщают в среду информагентства. Накануне Джонсон был избран лидером правящей Консервативной партии, так что сегодняшнее событие было предопределено.

В России в основном скептически отнеслись к перспективе улучшить двусторонние связи при новом премьере. Так, член Совета Федерации РФ Константин Косачев сравнил отношения Лондона и Москвы с «кладбищенским унынием». При этом, по его мнению, в такое состояние их ввергли исключительно британские политики.

Накануне президент Дональд Трамп поздравил Джонсона. Трамп неоднократно выступал с похвалами в адрес Джонсона, убежденного сторонника «Брекзита», которого часто сравнивают с американским президентом.

Руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева серьезно сомневается, что при новом премьере отношения между двумя странами можно изменить в лучшую сторону.

«Конечно, сам Джонсон – эпатажная личность, и может через довольно короткий срок менять свое мнение на 180 градусов, что он, собственно, в отношении России и делал, – добавила она в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки». – Но не все зависит от личного мнения премьера, есть еще и внешние факторы. Например, играют свою роль особые отношения Великобритании с США. А если Трамп все еще хочет наладить отношения с Россией – хотя бы рабочего порядка – то, думаю, Джонсон к этому тоже прислушается».

В политике вообще все быстро меняется, замечает эксперт Института Европы: «Джонсон во время своей избирательной кампании говорил, что не поедет в Нью-Йорк, чтобы случайно не наткнуться там на Трампа. А теперь они вновь, можно сказать, лучшие друзья. Трампу импонирует, что Джонсон выступает за выход Британии из ЕС даже без сделки».

По мнению Елены Ананьевой, основная ответственность за плохое состояние двусторонних контактов лежит на Лондоне, который всегда «очень неровно дышал по отношению к Москве». Главная проблема тут в том, что Великобритания никогда не считалась с интересами России, уверена она.

Эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников не согласен с коллегой. Хотя Борис Джонсон и может стать неудобным партнером для Москвы, суть разногласий между Россией и Великобританией в другом.

«Российско-британские отношения и при Терезе Мэй были плохими, такими они, пожалуй, и останутся, – констатировал он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – Но при чем здесь позиция Лондона? Состоялось циничное покушение на убийство (отца и дочь Скрипалей) с использованием общеопасного способа на территории Великобритании. Преступление совершено фактически по заказу государства. У Лондона есть определенные доказательства, что это сделали офицеры ГРУ. И кто здесь виноват?»

Андрей Колесников полагает, что британская сторона вполне адекватно отреагировала на происходящее. На его взгляд, в отношениях России и Великобритании очевидный тупик: «Пока Москва не признает своей ответственности за покушение, ничего не сдвинется с места. Это огромная проблема для дипломатических и политических отношений, кто бы ни был премьер-министром Великобритании».

Ситуация не зависит от взглядов того или иного министра, будь он хоть лейбористом, хоть тори, хоть кем угодно, убежден эксперт Московского центра Карнеги.

В свою очередь, генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов допускает, что насчет прежних заявлений новоявленного премьера можно спорить.

«Когда Джонсон был министром иностранных дел, то он весьма интересовался Россией, – напомнил он в интервью «Голосу Америки». – Он приезжал в Москву, что сделал вопреки советам своих помощников, встречался с Лавровым и Путиным. К сожалению, тот визит оказался безрезультатным и, вероятно, что у Джонсона сохранилось некоторое предубеждение относительно возможностей серьезного диалога с нынешним руководством России».

Тем не менее, Джонсон всегда проявлял интерес к британско-российским отношениям, подчеркнул Андрей Кортунов. Поэтому он думает, что ситуация «вряд ли ухудшится»: «По моим наблюдениям, в последние месяцы обе стороны предпринимают шаги по относительной нормализации двусторонних отношений. И, возможно, что во время премьерства Джонсона эта тенденция сохранится».

Как кажется гендиректору РСМД, в мире бывает мало политических конфликтов, где виновата только одна сторона: «Наверное, действительно и в Лондоне, и Москве есть над чем подумать, начиная от дипломатического стиля общения и кончая большим вниманием к тем озабоченностям, которые высказываются другой стороной. Как представляется, определенное пространство для политического маневрирования все же существует».

Да, полностью снять существующие между двумя странами проблемы в обозримом будущем вряд ли удастся, признает Андрей Кортунов. Но направить двусторонние отношения в более цивилизованное русло возможно, заключил он.

XS
SM
MD
LG