Линки доступности

Джуд Лоу и Константин Хабенский погрузились в «Черное море»


Чарльз Стил, Кевин Макдональд, Джуд Лоу и Деннис Келли Photo by Oleg Sulkin
Чарльз Стил, Кевин Макдональд, Джуд Лоу и Деннис Келли Photo by Oleg Sulkin

На экраны России и Америки вышел боевик о поисках нацистского золота

НЬЮ-ЙОРК – «Меня уговаривали взять на русские роли английских или восточноевропейских актеров, но я настоял, чтобы были российские актеры – меня раздражает сильный акцент», – сказал «Голосу Америки» Кевин Макдональд (Kevin Macdonald), режиссер нового остросюжетного боевика «Черное море» (Black Sea). В Нью-Йорке на днях состоялась его американская премьера, а в России в этот уикенд он вышел в широкий прокат.

Несколько известных российских актеров, включая Константина Хабенского, Сергея Пускепалиса, Григория Добрыгина и Сергея Векслера, заняты в фильме, снятом совместно кинематографистами Великбритании, США и России. Они играют подводников, которые совместно с «морскими волками» из Англии пускаются в рискованное приключение – охоту за нацистским золотом, погребенном в годы второй мировой войны на дне Черного моря в затонувшей подлодке.

Сборный международный экипаж из просоленных сорвиголов возглавляет шотландец Робинсон, бывший военный моряк, оттрубивший три десятка лет в морских поисково-спасательных экспедициях. Его внезапно увольняют, и он ищет чем впредь зарабатывать на жизнь. Скользкий посредник выводит его на мафиозного «босса», который предлагает Робинсону собрать группу крепких подводников-профи, чтобы отправиться к берегам Грузии, где затонула германская субмарина.

«Две группы людей, британцы и русские, не знающие языка друг друга, – это отличная завязка для сюжетного конфликта, – сказал на премьере «Голосу Америки» сценарист фильма Деннис Келли. – Им приходится договариваться в любом случае, поскольку у них общий интерес – найти подлодку, поднять золото и поделить между собой».

Робинсона играет британец Джуд Лоу, дважды оскаровский номинант. Его герой, человек средних лет, сильно страдает от того, что жена, которой надоело его долгое отсутствие в морских экспедициях, ушла от него, забрав их маленького сынишку. Гримерам пришлось сильно состарить 42-летнего актера, для чего пришлось прибегнуть к разным косметическим ухищрениям.

По словам Джуда Лоу, сценарий Денниса Келли его сразу же захватил. «В нем (сценарии) есть все компоненты классического фильма про подлодку, – сказал актер «Голосу Америки». – И вопрос, кто же выживет в конце, держит тебя в напряжении. Мне было очень интересно работать с русскими актерами, мы понимали друг друга с полуслова, с одного взгляда».

Режиссер Макдональд отметил сложность работы над акцентом героя Лоу. Робинсон, по фильму, – уроженец Абердина, морского города на северо-западе Шотландии. У тамошних жителей – очень характерный акцент, который пришлось освоить Лоу.

Критики отмечают, что Кевину Макдональду, известному по фильмам «Однажды в сентябре» и «Последний король Шотландии», удалось передать эмоциональное, психологическое и физиологическое напряжение людей, вынужденных находиться в замкнутом пространстве подводной лодки, терпящей аварию.

«Меня очень интересует состояние людей в условиях сильнейшего стресса, – сказал Макдональд. – Постоянная клаустрофобия, ощущение угрозы затопления и гибели. Люди в подводном капкане. Люди, которые начинают ссориться и враждовать – из-за алчности, из-за непонимания. Спрятаться от конфликта некуда. И нужно как-то выживать. Это интересно как сюжет. Мы хотели сделать фильм в классической традиции приключенческого, авантюрного жанра, ну, что-то вроде «Сокровищ Сьерра Мадре» (американский боевик 1947 года с Хэмфри Богартом. – О.С.). Там, конечно, никаких подлодок нет, но есть характерное чувство коллективного безумия, которое охватывает в критический момент искателей сокровищ».

Продюсер фильма Чарльз Стил, лауреат британской премии BAFTA, сообщил в беседе с «Голосом Америки», что стартовым импульсом для проекта стала трагическая гибель российской подлодки «Курск».

«Это самая страшная смерть, которую себе можно представить, – заметил Макдональд. – Много часов в замкнутом пространстве, на очень небольшой глубине, в ожидании спасения, которое так и не пришло».

Чисто кинематографически, по словам режиссера, на проект повлияли такие известные боевики прошлых лет, как «Грязная дюжина», военный фильм англо-американского производства 1967 года с Ли Марвином и Чарльзом Бронсоном, и германский фильм «Подводная лодка» 1981 года режиссера Вольфганга Петерсена, который Макдональд считает лучшим «субмаринным» фильмом.

По словам Стила, приглашение российских актеров было для него и для режиссера ключевым моментом. «Мы руководствовались репутацией этих людей, – отметил он. – Мы знали Хабенского по двум “Дозорам”, “Дневному” и “Ночному”, а замечательный дуэт Пускепалиса и Добрыгина видели в саспенсе “Как я провел этим летом”».

«Я очень горжусь тем, что мы заполучили самых лучших актеров из России, – подчеркнул Кевин Макдональд. – Они фантастически талантливые, все одержимы системой Станиславского. Все время у меня допытывались: а кто мой герой? А какая у него биография? Какая мотивация? Персонаж по прозвищу Блэки, которого играет Хабенский, парень непростой, он своего рода сводник, лавирует между британцами и русскими, и пространство его маневра очень ограничено. Персонаж Сергея Векслера по имени Бабай – радист, специалист по сонарному оборудованию, глаза и уши подлодки. Я очень всем им благодарен за советы, которые они мне давали на съемочной площадке. Причем советы людей, знающих толк в военных, технических деталях. Особенно помог Григорий (Добрыгин), ведь его отец – капитан подлодки».

Общение с российскими актерами на площадке шло через переводчика. В пресс-релизе, присланном прокатной фирмой Focus Features, упоминается Екатерина Романова. Актер Сергей Колесников говорит: «Катя переводила все разговоры между Макдональдом и актерами. Работа шла круглые сутки. Я не представляю, как она выжила!» (обратный перевод с английского).

«Сейчас обстановка в мире не очень благоприятствует таким фильмам, – сказал Стил. – Нам повезло, что мы завершили съемки в конце 2013 года, до того, как резко ухудшились отношения между Россией и Западом».

«Мы только что побывали в Москве и Петербурге, где прошла премьера нашей картины, – отметил Макдональд. – Я очень рад, что фильм встречали очень хорошо, нам задавали серьезные, философские вопросы».

По словам Стила, режиссер настоял, чтобы хотя бы часть съемок прошла на реальной субмарине. Им удалось найти старую советскую подлодку в южноанглийском городе Рочестер на реке Медуэй и договориться с ее владельцем, коллекционером Джоном Саттоном об использовании для съемки. В пресс-релизе указывается, что это подлодка-«киллер» класса «фокстрот», построена в 1967 году и предназначалась для охоты за подлодками противника.

«Называется она “Черная вдова”, – цитирует пресс-релиз Макдональда, – на борту мы обнаружили целехонькуюторпеду. Там все сохранилось с советских времен, даже смятые пачки сигарет и фотографии красоток на стенах».

Сообщается также, что Джуд Лоу набрался опыта подводника благодаря приглашению Королевских ВМС. Он провел четыре дня на атомной субмарине HMS Talent класса Трафальгар, несущей вахту в Гибралтарском проливе.

«Трудно было привыкнуть засыпать на узенькой койке, – рассказал актер. – А еще в глаза бил постоянный свет, который не гаснет ни днем, ни ночью».

XS
SM
MD
LG