Линки доступности

Беларусь и США: возможно ли сближение?


Замминистра иностранных дел Беларуси проводит встречи в Вашингтоне, эксперты обсуждают степень возможного взаимодействия двух стран

Беларусь находится под усиливающимся давлением Москвы, которая хотела бы большей (вплоть до слияния) интеграции двух стран, и нуждается в большем внимании – и понимании – со стороны Запада. Эта мысль была основной в выступлениях участников «круглого стола» «Запад и Беларусь: открывая друг друга заново», организованного 21 ноября в Вашингтоне Фондом Джеймстауна (Jamestown Foundation).

О том, что в отношениях Беларуси и США наступают некие новые времена, свидетельствовало участие в «круглом столе» заместителя министра иностранных дел Беларуси Олега Кравченко, в прошлом – временного поверенного в делах Беларуси в Соединенных Штатах.

Как сообщал «Голос Америки», в сентябре этого года Минск и Вашингтон решили восстановить межгосударственные связи на уровне послов после более чем 11 лет «замороженных» отношений. В марте 2008 года после введения Соединенными Штатами санкций в связи с нарушениями прав человека в Беларуси по настоянию белорусской стороны число сотрудников посольства США в Минске было сокращено. Белорусский посол в США Михаил Хвостов был отозван из Вашингтона для консультаций, а Минск по настоянию белорусской стороны покинула посол США Карен Стюарт. С тех пор дипломатические миссии стран возглавляли временные поверенные в делах.

Олег Кравченко: Приостановление санкций – шаг в правильном направлении

Дипломат из Минска зачастую не соглашался с различными оценками американских экспертов, в частности, с их мнением об усилении российского давления на Беларусь и о серьезных нарушениях стандартов ОБСЕ в ходе последних парламентских выборов в его стране, но при этом вполне по-дружески общался в ходе мероприятия с коллегами из США – в частности, с Джорджем Кентом, заместителем помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии.

В интервью Русской службе «Голоса Америки» Олег Кравченко заявил, что Минск очень доволен ослаблением санкций США в отношении Беларуси, и сказал, что правительство его страны хотело бы добиться полного их снятия: «Это одна из основных целей, к которым стремимся мы, и я считаю, что мы постепенно к этому движемся. Даже недавнее решение расширить период приостановления санкций с 12 до 18 месяцев – это было очень положительное решение, которое мы очень положительно восприняли: правильный шаг в правильном направлении».

Замминистра иностранных дел Беларуси позитивно оценивает нынешний уровень сотрудничества Минска и Вашингтона, особенно если сравнивать этот уровень со временами десятилетней давности: «Глубина нашего конфликта, возвращаясь в 2007-2008 годы, была такой, что даже возвращение к нормальному состоянию дел в наших отношениях, развитие каких-то дополнительных направлений сотрудничества требует усилий, и самое главное – политической воли с обеих сторон. Эта политическая воля с обеих сторон сейчас, как мне кажется, есть».

«Есть сотрудничество между Пентагоном и министерством обороны (Беларуси – Д.Г.) которое заключается в обучении белорусских военнослужащих английскому языку, а также в сотрудничестве с нашей миротворческой ротой. Естественно, экономический диалог очень важен – это тоже сейчас происходит. 22 ноября я буду встречаться с группой бизнесменов, которые потенциально заинтересованы в сотрудничестве с Беларусью», – рассказал Олег Кравченко.

Белорусская идентичность и давление Москвы

Эксперты на «круглом столе» анализировали возможную глубину сотрудничества Беларуси и Запада, особенности национально-государственной идентичности страны, а также варианты того, как могут взаимодействовать Минск и Москва в недалеком будущем, и какие при этом возможности открываются для западных стран.

Профессор Университета Рэдфорда Григорий Иоффе, специалист в области социальной географии, рассказал, что население Беларуси по-прежнему в своем большинстве считает важным советское прошлое страны, но «вместе с советским или пророссийским нарративом присутствует и прозападный», который объясняется «привлекательностью Запада, турбулентностью после аннексии Россией Крыма и ослаблением белорусской советской идентичности под влиянием нынешней России».

Белорусский политический обозреватель Артем Шрайбман, исследовавший возможное развитие взаимоотношений Беларуси и России после 2030 года, считает, что Москва вполне может как усилить давление на Лукашенко, так и потерять интерес к плотному взаимодействию с его режимом. Многое, по мнению политолога, будет зависеть об стабильности или нестабильности самой белорусской власти в ближайшее десятилетие.

В интервью Русской службе «Голоса Америки» Артем Шрайбман говорит, что Путин, скорее всего, не станет притягивать Беларусь к России прямыми силовыми методами: «В Беларуси нет территории, которую можно использовать как плацдарм для гибридной агрессии. Беларусь придется захватывать полностью: 10 миллионов человек, довольно боеспособная армия, которая неизвестно как себя поведет, можно нарываться на санкции пожестче, чем с Украиной, потому что это будет гораздо более очевидная интервенция. А заиметь потом на содержании десятимиллионный народ, который нужно кормить, когда у России даже на своих пенсионеров денег не хватает? Я не уверен, что у Путина есть на каком-то горизонте политическая цель, которая бы оправдывала все эти издержки».

Экономическое давление, доведенное до предела, уверен эксперт, тоже вряд ли поможет Москве: «Когда мы говорим о том, что Россия может перекрыть какие-то там рынки, поставки углеводородов – надо понимать, что все это, даже в комплексе, не вынудит человека, который ценит больше всего свою власть, отдать эту власть. Он (Лукашенко – Д.Г.) скорее объявит дефолт по этим кредитам, чем согласится интегрировать Беларусь в состав России».

Вариант путча, организованного Россией через силовые структуры Беларуси, которые можно было бы перекупить, Артем Шрайбман тоже считает маловероятным: «Мне кажется, степень проникновения российского влияния в белорусскую силовую машину очень преувеличена. Белорусские силовики, разумеется, не прозападный народ, и они так же пророссийски настроены, как и большинство белорусского общества, но у меня нет оснований полагать, что их “пророссийскость” каким-то хотя бы серьезным образом может перевесить их лояльность Лукашенко. Эти люди понимают, что в случае прихода России – с российским бизнесом, с российскими военными, с российскими олигархами – их будущее никто не гарантирует так, как его гарантирует сегодня Лукашенко».

«Белорусская система силовых ведомств построена так, что это примерно 10 ведомств, которые следят друг за другом, постоянно прослушивают друг друга, контролируют друг друга, над контролерами есть контролеры. Даже начать разговор о каком-то путче настолько страшно, что, я думаю, люди просто побоятся рисковать тем, что у них есть, ради того, чтобы устроить какие-то провокации с негарантированным исходом, рискнуть безопасностью своих семей – потому что понятно, что последует в случае неудачи такой попытки», – заключает Артем Шрайбман.

Януш Бугайски: если Беларусь будет поглощена Россией, реформ там не будет

Старший эксперт Центра анализа европейской политики Януш Бугайски (Janusz Bugajsky), также участвовавший в круглом столе Фонда Джеймстауна, убежден, что Запад может временно закрыть глаза на недостатки режима Лукашенко для того, чтобы помочь ему сохранить суверенитет: «Мы не хотели бы, чтобы Беларусь повторила судьбу Украины, часть которой отхватила себе Россия. И если это означает, что мы должны поддерживать усилия Лукашенко по сохранению целостности страны – несмотря на то, что его режим авторитарен – мы должны дать ему эту поддержку. Мы должны не допустить его провала, потому что это будет означать частичный или полный захват Беларуси Россией».

«Это не значит, что мы полностью должны забыть о проблемах демократии и прав человека, но подход к этому должен быть не столь однозначным, как раньше. Мы, конечно, не должны обеспечить Лукашенко такой уровень легитимности, который бы позволил править пожизненно. Но подтягивая его ближе к Западу, мы одновременно пытаемся уравновесить это внедрением ценностей и институтов, которые в Беларуси вообще не возникнут, если ее поглотит Россия. По-простому, Беларусь еще имеет возможность превратиться в демократию, оставаясь неподчиненной путинской России, если же Россия ее поглотит – она не станет демократией никогда», – говорит Януш Бугайски в интервью «Голосу Америки».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG