Линки доступности

Что теряет Литва, отказываясь от транзита белорусского калия?


Литовские эксперты полагают, что политическая воля в противодействии режиму Лукашенко компенсирует возможные экономические потери

Начиная с 1 февраля Литва остановила транзит калийных удобрений из Беларуси. За день до этого белорусский президент Александр Лукашенко заявил: «Если Литва не хочет пропускать наши грузы в порт и в порту переваливать, хорошо, это их право». Он добавил, что «буквально в течение нескольких дней должны быть реализованы те мероприятия, о которых мы договаривались в отношении самой Литвы. Я просто хочу, чтобы литовцы понимали».

После этого глава правительства Беларуси Роман Головченко пояснил слова Лукашенко:

«Что касается ответных мер — они будут жесткими... Мы, как принято говорить, ответим симметрично. Решение принято. Оно коснется железнодорожного транспорта, который следует с территории Литвы».

Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис дал понять, что к угрозам со стороны официального Минска нужно относиться серьёзно, особенно после инициированного Лукашенко миграционного кризиса на границах Беларуси с Литвой, Латвией и Польшей.

«Сейчас мы следим за ситуацией. Выясняем этот вопрос с партнерами», — сказал глава литовского МИД, назвав угрозы белорусского премьера «спекуляцией».

«Большая часть транзита [“Беларуськалия”] идет не в Литву, большая часть идет в Калининградскую область. Надо иметь это в виду. Значит ли это, что Лукашенко угрожает России, что остановит необходимые её жителям грузы? Но, надо признать, господину Александру изобретательности не занимать. Посмотрим, как все будет развиваться», - сказал глава МИД.

Советник президента Литвы по национальной безопасности Дарюс Кулешюс заявил, что «правящий режим в соседнем государстве принимает решения, не следуя общепризнанному закону», поэтому Литве нужно приготовиться «как к симметричным, так и к асимметричным действиям».

А это означает, что «заявления, угрозы и возможные действия Беларуси должны быть оценены и подготовлены, интересы Литвы и ее предпринимателей должны быть защищены политико-правовыми средствами и должны быть подготовлены альтернативы ограничительным мерам», подчеркнул Кулешюс, выразив надежду на то, правительство в ближайшее время предоставит дополнительную информацию о возможных действиях со стороны Минска.

По мнению премьер-министра Литвы Ингриды Шимоните, к угрозам со стороны представителей режима Лукашенко «нужно относиться серьезно, потому что пусть даже такие угрозы иногда кажутся странными или непонятными, но у нас есть опыт, когда такие угрозы были выполнены. Такая ситуация была с организацией нелегальной миграции у границ Европейского союза. Это тоже была угроза Минска, организованная с помощью минского режима».

Шимоните добавила, что споры должны решаться цивилизованным и правовым путем: «Этим путем и можно было бы идти, а эти угрозы, насколько они будут реализованы, не знаю, но мы оцениваем, каким может быть их воздействие, и решаем, какие могут быть альтернативные решения в таком случае».

Министр финансов Литвы Гинтаре Скайсте заявила, что решение Беларуси о запрете транзита через Литву не окажет существенного влияния на экономику, поскольку из-за высокого спроса на товары, следующие транзитом через Беларусь, можно выстроить другую логистическую цепочку. «Мы работаем с конкретными компаниями, чтобы решить их проблемы, и ситуация действительно управляема. Я думаю, что существенного влияния на экономику быть не должно», — конкретизировала Гинтаре Скайсте.

«Я уверен, что наши аргументы изложены очень внятно»

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала на эту тему с литовскими экспертами.

Член парламента Литвы от Либерального движения Литовской Республики (Lietuvos Respublikos Liberalų sąjūdis) Раймундас Лопата (Raimundas Lopata) упомянул об американских первичных санкциях в отношении ряда ведущих предприятий Республики Беларусь, в том числе — против «Беларуськалия» и добавил, что вторичные санкции могут быть введены против представителей третьих стран, которые сотрудничают в фигурантами первичного санкционного списка.

«И это было одним из мотивов принятия нашим правительством решения о прекращении транзита "Беларуськалия" через Литву. А политическая сущность этого решения всем прекрасно понятна: около 12% бюджета Беларуси как раз составляют доходы с продажи калийных удобрений», — заметил парламентарий.

Раймундас Лопата также предположил, что решение правительства может привести к некоторым негативным экономическим последствиям, но подчеркнул, что все потери для литовских предприятий будут компенсированы за счет бюджета республики и средств, выделенных Европейским Союзом.

«Правительственная комиссия по изучению сделок стратегических предприятий признала, что такой транзит (продукции "Беларуськалия" — А.П.) представляет угрозу для безопасности Литовской Республики. Это - очень серьезное и обоснованное заявление, и думаю, что те доказательства, которые привели к такому решению, весьма убедительны», - говорит Лопата.

В пятницу 4 февраля Вильнюсский окружной административный суд принял жалобу «Беларуськалия» на решение литовских железных дорог (Lietuvos gelezinkeliai, LTG) о расторжении долгосрочного контракта на перевозку продукции. Однако, как сообщил журналистам представитель суда Аудрис Кутрявичюс, временные обеспечительные меры по этой жалобе, о которых просил белорусский истец, применены не будут.

В свою очередь, Раймундас Лопата в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» допустил, что судебные процессы по данному делу будут длиться долго, поскольку «Беларуськалий», вероятно, подаст жалобы и с международные инстанции. «Но я уверен, что наши аргументы изложены очень внятно», — повторил он.

«Сейчас надо четко определить: ты на стороне западных демократий, или на стороне восточных диктаторов?»

Политический обозреватель, публицист и общественный деятель Римвидас Валатка (Rimvydas Valatka) отметил: «Литва не сделала этого вовремя, то есть 8 декабря - в тот день, когда начали действовать санкции США против режима Лукашенко. А Литва просила о введении этих санкций после того, как КГБ Беларуси захватил самолёт Ryanair, и мы все ожидали, что 8 декабря продукция "Беларуськалия" перестанет курсировать из Беларуси до Клайпеды. Этого не случилось, был скандал, правительство должно было объясняться, в чем дело. Но, в конце концов с 1 февраля санкции вступили в силу».

Собеседник «Голоса Америки» также подчеркнул, что альтернативы клайпедскому порту в настоящее время нет, в том числе и у России.

«Я думаю, что для Лукашенко это ощутимо. Что же до экономической составляющей, то, конечно, санкции невыгодны обеим сторонам, но сторона, которая санкции вводит, думает не о деньгах и прибылях, а о том, что демократии должны защищаться, и что таким мракобесам, как Лукашенко, который держит в тюрьмах невинных женщин, молодых людей и других граждан своей страны, не нужно давать свободу действий. Я думаю, что это - самое важное», — говорит Римвидас Валатка.

При этом он согласен с тем, что от расторжения договора с белорусским производителем удобрений пострадают и клайпедский порт, и Литовские железные дороги.

«Хотя, как выяснили наши журналисты, железнодорожникам не так и выгодны были эти перевозки. Но тут нужно учитывать и то, что с 7 февраля Лукашенко запрещает переводить через Беларусь грузы Литовских железных дорог. Это тоже будет ощутимо, но, когда мы сталкиваемся с такими людьми, как Лукашенко и Путин, тут важны не деньги. Потому что если дать им широкую дорогу, можно потерять и свободу, и деньги. Так что можно повторить фразу из романа Ильфа и Петрова: "Я полагаю, что торг здесь неуместен!"» - заявил Валатка.

«Конечно, теоретически, "Беларуськалий" может возить свою продукцию через Латвию или Польшу, но это - путь в обход, а в логистике важен каждый километр, что чревато потерей денег. Так что, Литва, конечно, от этого [прекращения перевозок белорусских калийных удобрений - А.П.] потеряет. Но я думаю, что потеряет не зря», — подчеркнул литовский эксперт.

В четверг, 3 февраля, премьер-министр Эстонии Кая Каллас во время пресс-конференции в Таллинне сообщила, что ее страна введет дополнительные санкции на транзит белорусских нефтепродуктов.

«Тот товар, который перевозится сейчас через Эстонию, не находится под санкциями. Мы решили ввести дополнительные санкции, которые уведут под санкции товар, который провозится сейчас», — уточнила глава эстонского правительства.

Комментируя это сообщение, Римвидас Валатка подчеркнул, что принятию подобного решения способствовала совместная расследовательская работа эстонских и литовских журналистов.

«Они доказали, что за всем этим стоит некий белорусский олигарх [Николай Воробей — А.П.], который получает от этого большие прибыли. Думаю, что сейчас мы переживаем момент истории, когда надо четко определить, где ты стоишь: на стороне западных демократий, или на стороне восточных диктаторов? И Литва, как ни странно, опять находится на острие этого выбора. Так было в 1990 – 1991 годах, такая же ситуация и сейчас. И если бы мы в 1990 году думали про деньги, мы никогда не стали бы членами ЕС и НАТО, а были бы такой же страной, как нынешняя Беларусь. Хотя в Литве есть люди, которые симпатизируют немецкой и французской "прагматичной политике", когда в расчет принимается только то, что можно получить сегодня, а что будет завтра-послезавтра тебя, как бы, не касается, мол, все как-то обойдётся. Но мы видим, что просто так ничего не обходится, и раньше или позже надо будет делать выбор не только нам или полякам, но и немцам, и французам. Потому что диктаторы распоясались.

Ведь Лукашенко и Путин отличаются от Брежнева и других "кремлевских старцев" тем, что те придерживались каких-то правил, а эти любят бои без правил и хотят, чтобы это их право было признано и на Западе. Я думаю, что предоставление им такой возможности было бы роковой ошибкой наших демократий», — подытоживает Римвидас Валатка, который является одним из подписантов «Закона 1990 года о восстановлении государства Литвы».

XS
SM
MD
LG