Линки доступности

Выборы президента в Сирии: исторический прецедент или фарс?


Московские эксперты – о сирийской президентской кампании и ее возможных результатах

В Сирии во вторник утром открылись избирательные участки, таким образом, президентские выборы стартовали. Впервые за долгие годы в выборах главы государства помимо представителя клана Асадов примут участие еще два кандидата: профессор Дамасского университета Хасан Ан-Нури и депутат парламента Махер Хаджар – они из стана умеренной, так называемой «внутренней» оппозиции.

Для победы в первом туре кандидату надо получить абсолютное большинство. Практически ни у кого не вызывает сомнений, что верх одержит ныне действующий президент Башар Асад.

В соответствии с поправками, внесенными в сирийскую конституцию в 2011-2012 годах, пребывание на посту президента ограничивается двумя семилетними сроками подряд. Теоретически это позволит Асаду оставаться у власти еще 14 лет.

Выбор без выбора

В России многие СМИ используют по отношению к выборам эпитет «исторические», на Западе президентскую кампанию зачастую называют фарсом. У эксперта Московского центра Карнеги, профессора Алексея Малашенко свой взгляд на событие.

«Конечно, это никакие не исторические выборы, – сказал он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Потому что они способны лишь подтвердить то состояние дел в стране, которое есть».

Тем не менее, Малашенко не отрицает «определенной значимости выборов».

«Они важны, хотя бы потому, что действительно значительная часть населения поддерживает Башара Асада и будет его поддерживать впредь, – добавил профессор. – Он победитель в войне. Все устали от вооруженного противостояния и порождаемого им бардака. Асад в их глазах выглядит явным лидером».

При этом эксперт затруднился с прогнозом, сколько людей проголосуют за претендента номер один.

Поэтому, с данной точки зрения это не фарс, резюмирует Малашенко.

«Асад в случае победы получит дополнительную легитимность, – продолжил он. – Потом он будет заявлять, что он законный президент, получит от своих спонсоров еще больше оружия, денег и так далее».

С другой стороны, все не так просто, оговаривается профессор:

«Проводить выборы в обстановке гражданской войны – в общем, действительно абсурд. То есть однозначной оценки, что это все замечательно или наоборот ужасно, по-моему, давать нельзя. Тут нужно немного отстраниться от конкретных политических игр».

«Издевательский спектакль»

Кардинально иного мнения придерживается представитель Сирийского национального совета в России, член движения «Декларация Дамаска» профессор Махмуд Хамза.

«Это не выборы, а издевательский спектакль», – заявил он Русской службе «Голоса Америки».

Нынешние выборы практически ничем не отличаются от тех, которые проводились в течение сорока лет до этого, считает профессор.

«Это просто попытка обмана общественного мнения, что в выборах, мол, задействованы не один кандидат, а три, – утверждает он. – Но ведь хорошо известно, что два человека участвуют в кампании по указанию спецслужб. Это смешно!»

Избирательная кампания в Сирии проходит на фоне не прекращающихся кровопролитных столкновений между правительственными войсками и вооруженными оппозиционерами.

Проводить в таких условиях выборы кощунственно, убежден Хамза.

«Страна в состоянии войны, о безопасности нет никакой речи, – возмущается он. – Люди умирают с голода во многих местах, которые находятся в блокаде. Миллионы беженцев внутри страны и за ее пределами. Выборы в подобной обстановке – издевательство над людьми и здравым смыслом».

По его словам, вместо того чтобы накормить голодающих в Сирии проводят посвященные выборам мероприятия, где люди вынуждены танцевать и петь.

«Это просто недостойно, потому что оскорбляет память погибших. Власть и Асад абсолютно оторваны от реальности. Они живут в другом мире», – констатировал профессор.

Изменений не ожидается

Могут ли выборы привести хоть к каким-то позитивным переменам в стране?

Махмуд Хамза никакого ослабления напряженности не предвидит: «Ведь Асад продолжает бомбежки. Он не объявил хотя бы неделю перемирия. Позавчера десятилетний мальчик погиб в Алеппо при авианалете. Он продавал печенье на улице, чтобы накормить семью. Раньше его отец тоже погиб в бомбежке».

Как ему представляется, Асад целенаправленно уничтожает целые районы, где обитают сунниты.

«Он открыто убивает сирийских детей, – настаивает Хамза. – Его цели хорошо видны. Иначе, скажите, зачем бомбить густонаселенные районы с проживающими там суннитами?»

В этом оппозиционный деятель усматривает «варварский демографический план» Асада.

Кто правит Сирией?

Хамза называет сирийского лидера марионеткой в руках Тегерана.
«Им сегодня управляют, в первую очередь, иранские политики, – считает профессор. – Асад уже практически как кукла. Он не имеет реальных полномочий. Иран правит в Сирии полностью. Страна находится в оккупации».

Алексей Малашенко также полагает, что выборы не приведут к ослаблению напряженности в стране.

«Все останется по-прежнему», – заключил он.

При этом эксперт не склонен излишне демонизировать Тегеран.

«Иран не может править Сирией, он может ей только помогать, поддерживать оружием и средствами, присылать “стражей исламской революции”, – рассуждает он. – Тут уж скорее надо говорить, что все зависит от России».

С его точки зрения, поддержка Асада почти в равной степени исходит от России и Ирана.

«Без этих двух стран, конечно, режим рухнет. Но сводить все только к поддержке Ирана не стоит: Россия намного важнее в этой ситуации», – подытожил Малашенко.

С момента начала вооруженного конфликта в Сирии в 2011 году его жертвами, по оценкам ООН, стали более 160 тыс. человек, миллионы стали беженцами – как внутри страны, так и за рубежом.
XS
SM
MD
LG