Линки доступности

Горячий русский сезон Бард-колледжа


Мария Литке, сопрано из Петербурга, в роли Афины Паллады. «Орестея». Photo credit: Cory Weaver
Мария Литке, сопрано из Петербурга, в роли Афины Паллады. «Орестея». Photo credit: Cory Weaver

Стравинский, Танеев и Булгаков как культурные маяки концертного лета

«Мы решили этим летом погрузить нашу публику в эпоху Стравинского, а чтобы люди почувствовали все ее богатство и разнообразие, мы добавили в программу произведения Танеева и Булгакова», – сказал в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» президент Бард-колледжа Леон Ботстайн.

Русская музыка и в самом деле стали главными действующими лицами фестивального летнего сезона в Бард-колледже. Этот известный частный гуманитарный колледж, основанный в 1860 году, расположен в городке Аннандейл-он-Хадсон, в живописном районе Катскильских гор, примерно в 100 милях к северу от Нью-Йорка.

Музыкальный фестиваль проводится здесь ежегодно с 1990 года и снискал широкую известность. А с недавних пор он включен в более масштабную многожанровую культурную программу SummerScape.

Летний фестиваль SummerScape – это семь недель оперы, оркестровой музыки, театра, танца, кино и кабаре. Концерты, спектакли, кинопросмотры, беседы и лекции проходят непосредственно на территории кампуса – в центре исполнительских искусств имени Ричарда Фишера. Культурный ландшафт колледжа дополняет музей современного искусства.

24-й музыкальный фестиваль в Барде его основатель, главный идеолог и организатор Леон Ботстайн решил посвятить богатейшему творческому наследию русского и американского композитора Игоря Стравинского. Ботстайн считает Стравинского самым выдающимся композитором 20-го века, во многом определившим судьбы мировой музыки нашего времени.

В программе представлены знаменитые произведения Стравинского – музыка к балетам «Весна священная» и «Жар-птица». 10 августа в Фишер-центре ее исполнит Американский симфонический оркестр под управлением Ботстайна. Кроме того, публике предлагают и менее известные произведения композитора – Симфонию в трех частях, танцевальную кантату «Свадебка» и музыку к балету «Игра в карты», отражающие широкую амплитуду его творческих интересов.

Танцевальная труппа Билла Джонса и Арни Зейна объединилась с труппой SITI Company под руководством Энн Богарт, кстати, выпускницы Бард-колледжа, чтобы отметить 100-летие премьеры «Весны священной» новой инсценировкой балетного шедевра.

Кинофестиваль, проходящий в рамках SummerScape, также отдал дань Стравинскому. В программе – фильмы русских эмигрантов немого кино и классические ленты, в которых ощутимо влияние Стравинского, включая «Орфея» Жана Кокто и «Безумного Пьеро» Жан-Люка Годара.

В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» Леон Ботстайн подчеркнул уникальность премьеры оперы Сергея Танеева «Орестея» на сцене Фишер-центра, состоявщейся в минувшую пятницу, 29 июля. Это первая постановка единственной оперы Танеева за пределами России. Дирижер новой версии – Ботстайн.

Леону Ботстайну 66 лет. Дирижер, музыковед, музыкальный директор и главный дирижер Американского симфонического оркестра. Он был самым молодым президентом колледжа в истории США, будучи назначен на этот пост в 1970 году в возрасте 23 лет во Франкония-колледж, ныне не существующий. В 1975 году стал президентом Бард-колледжа.

«Сергей Танеев плыл против течения и пренебрег традицией, когда сочинял музыкальную трилогию «Орестея», – сказал Ботстайн. – Он не стал основываться на русской истории или сказочных мотивах, как это делали его коллеги и предшественники. Он положил в основу либретто великую трагедию Эсхила «Орестея», состоящую из трех частей: «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды».

Премьера оперы «Орестея» состоялась в 1895 году в Мариинском театре, где она была возобновлена в 1915 году. Осенью 1917 года ее поставил в осовремененном стиле Театр Московского Совета рабочих депутатов. В советское время «Орестея» ставилась дважды – в оперных театрах Минска в 60-е годы и Саратова в 2011 году.

«У этой оперы – сложная репутация, – объяснил свой выбор Ботстайн. – Он (Танеев – О.С.) принципиально выбрал нерусскую тему, ему хотелось доказать, что можно быть русским композитором и говорить на универсальном языке чувств и страстей. Поэтому он выбрал греческую трагедию. Оперу восстановили сразу после Октябрьской революции, но потом про нее забыли. Это очень красивая, чарующая, истинно русская музыка. Фантастическая опера!»

Опера продолжительностью три часа сорок минут исполняется на русском языке.

«Русский язык очень музыкален, подобно французскому, – отметил Ботстайн. – Но это трудный язык для певцов, им не владеющих. И мы решили: пусть оперу поют носители языка. Пригласили прекрасных молодых певцов из театров Москвы и Петербурга, которые исполняют все главные партии. Есть пара американских певцов. Хор, конечно, американский».

«Большинство оперных либретто, – продолжал он, – довольны глупы и поверхностны по содержанию, что не мешает музыке быть прекрасной, а подчас и гениальной. Здесь нам нужен был режиссер, который мог бы справиться с литературой такого уровня, как греческая трагедия. Я очень доволен, что «Орестею» поставил Таддеус Страссбергер, американец, живущий в Лондоне, одаренный режиссер с литературными мозгами и живым воображением, восходящая звезда на ниве оперной режиссуры».

Как сообщил Ботстайн, новая версия «Орестеи» получила приглашение Валерия Гергиева и будет поставлена на сцене Мариинского театра в 2015 году.

Программу «русского лета» дополняет премьера новой сценической адаптации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Она осуществлена совместно венгерским режиссером театра и кино Яношем Сасом и директором театральных программ колледжа Гидеоном Лестером. Стоит упомянуть, что ранее Янош Сас поставил спектакли по «Мастеру и Маргарите» на сценах Венгерского национального театра в Будапеште и МХАТ имени Чехова в Москве.

«Мастер и Маргарита», по сути, книга чудес, – считает Янош Сас. – Но в театре чудеса не такие, как в жизни, поэтому мы пытаемся осмыслить, какие именно чудеса мы можем воссоздать на сцене? Конечно, никуда не уйти от осознания театральности, но все-таки хочется иногда поразить публику».

Русский акцент текущего летнего сезона Бард-колледжа Леон Ботстайн вовсе не считает случайностью.

«Во-первых, – сказал он корреспонденту «Голоса Америки», – мы решили предложить нашей аудитории почувствовать всю глубину и драматизм эпохи Стравинского, который родился в 1882 году, а умер в 1971-м. То есть своей биографией он охватил целые пласты мировой истории. И Булгаков, и Танеев живописуют эту эпоху, привнося свои уникальные краски».

«Во-вторых, - продолжал Ботстайн, – русское присутствие объясняется нашими тесными многолетними связями с Петербургским университетом, его факультетом свободных искусств и наук, который называют Смольным институтом. Его деканом является наш друг Алексей Кудрин. Мы принимаем русских студентов из Петербурга, начиная с 1996 года. Кроме того, вместе с Валерием Гергиевым мы в свое время организовали российско-американский молодежный симфонический оркестр. Так что наши связи прочны и приносят хорошие результаты».
XS
SM
MD
LG