Линки доступности

«Международная амнистия» о «бесправных адвокатах» на Северном Кавказе


Известный адвокат Генри Резник и
его подзащитный Олег Орлов
Известный адвокат Генри Резник и его подзащитный Олег Орлов

Российские правозащитники считают, что адвокаты противостоят «государственной корпорации»

МОСКВА - Адвокаты, выступающие защитниками в уголовным процессах на Северном Кавказе, работают в обстановке устрашения, регулярных угроз и давления со стороны правоохранительных органов и судов. Об этом говорится в докладе правозащитной организации «Международная амнистия».

«Некоторые из адвокатов подверглись физическому насилию в связи с их профессиональной деятельностью. Тем из них, кто был особенно настойчив в подаче жалоб в адрес властей по поводу произошедшего, самим были предъявлены обвинения в совершении уголовных преступлений», - сообщается в докладе, авторы которого также зафиксировали случаи, которые можно охарактеризовать как внесудебную казнь.

Во многих случаях угрозы, поступившие в адрес адвокатов, выступавших защитниками в уголовных делах, были приведены в исполнение. В большинстве случаев это физическое насилие со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Те адвокаты, которые обращались с официальными жалобами по поводу произошедшего и требовали расследования, сами становились обвиняемыми по делам, возбужденным на основании встречных исков, предъявленных нападавшими.

«Ни один из этих адвокатов не смог добиться эффективного и беспристрастного расследования своих заявлений», - пишут правозащитники.

Угрозы и препятствия

Препятствия, с которыми сталкиваются адвокаты на Северном Кавказе при исполнении своих профессиональных обязанностей, противоречат принципам верховенства права и подрывают права человека.

Северный Кавказ является регионом России, где права человека находятся в серьезной опасности. В своем предыдущем докладе эксперты «Международной амнистии» писали (http://www.golos-ameriki.ru/content/amnesty-international-russia/1216338.html), что насильственные исчезновения людей, предполагаемые внесудебные казни, незаконные задержания, пытки и иное жестокое обращение, а также полная невозможность добиться правовой защиты и восстановления своих прав являются типичными для Северного Кавказа явлениями.

«Речь идет не об одном или двух, а о многочисленных случаях, в которых предположительно были задействованы представители силовых структур; это проблема системного масштаба, - пишут правозащитники. - Безнаказанность за
нарушения прав человека господствует на Северном Кавказе, приводя в результате к замкнутому кругу несправедливости, который, в свою очередь, приводит ко все новым нарушениям прав человека».

Преследование и запугивание адвокатов могут принимать разные формы, отмечают правозащитники. Это – и анонимные угрозы и даже «дружеские предупреждения» со стороны сотрудников правоохранительных и судебных органов. Некоторые адвокаты, работающие на Северном Кавказе, утверждают, что за ними ведется негласное наблюдение.

В качестве примера угроз адвокатам «Международная амнистия» приводит случай, зафиксированный в сентябре 2009 года, когда в столице республики Дагестан – Махачкале - неизвестные распространили листовки с угрозой кровной мести в отношении 250 членов незаконных вооруженных формирований и их 16 «пособников», включая четырех адвокатов, а также правозащитников и журналистов независимых СМИ. В этом списке значилась фамилия Хаджимурата Камалова, основателя независимой северокавказской газеты «Черновик», который впоследствии был убит.

Кроме того, адвокаты часто сталкиваются с препятствиями процессуального и
административного порядка — им лишают или ограничивают в возможности для встреч с доверителями, которые находятся под стражей.

Например, в следственном изоляторе кабардино-балкарской столицы Нальчик, по данным международной организации, фактически нет помещений, пригодных для проведения встреч адвоката с доверителем, и ими не всегда можно воспользоваться при необходимости. Более того, некоторых подследственных принуждают отказываться от услуг выбранного ими адвоката.

Однако в регионе все же есть адвокаты, проявляющие настойчивость и продолжающие выполнять свои повседневные профессиональные
обязанности

«Международная амнистия» рекомендует российским властям обеспечить адвокатам, работающим по уголовным делам на Северном Кавказе, возможность выполнять свои профессиональные обязанности в безопасной обстановке и покончить с атмосферой безнаказанности для сотрудников
правоохранительных органов.

«Для силовиков в России адвокат-защитник по уголовному делу — личный враг»

Известный российский адвокат из Грозного Мурад Мусаев давно не вел дела на Северном Кавказе, но утверждает, что и в Москве адвокаты сталкиваются с проблемами вседозволенности представителей силовых структур.

«Для современной России это норма, но у каждого региона есть своя специфика. Однако совсем недавно стало известно, что в начале марта полицейский в Дагестане избил женщину-адвоката, которая хотела присутствовать на допросе своего доверителя », - рассказал Мусаев Русской службе «Голоса Америки».

Мусаев отмечает, что адвокаты в России все же более защищены, чем другие граждане, которые становятся объектом преследования силовиков.

«Но у нас нет должной гарантии исполнения нами законным функций. В правовом государстве адвокат является неприкосновенен в той же степени, что и судья. Адвокат — это гарантия правосудия, защитник права. Ведь даже беспредельщики силовики нередко нуждаются в защите адвоката», - рассказал Мусаев.

«Для силовиков в России адвокат-защитник по уголовному делу, занимающий активную позицию, является почти личным врагом. Цель силовиков в России не в охране законности, а в том, чтобы получить определенные статистические данные, награды и звания. Всякий человек, который им в этом мешает, становится врагом того или иного сотрудника правоохранительных органов», - резюмировал адвокат.

Адвокаты против «государственной корпорации»

Правозащитник Светлана Ганнушкина, рассуждая о пользе подобных исследований международных организаций, считает, что доклады о нарушении прав человека совершенно необходимы.

«Если они и не оказывают немедленного действия, но определенно постепенно влияют на ситуацию. Если бы этих докладов не было, то было бы значительно хуже — все было бы закрыто, мир бы об этом не знал, а российские власти думали бы, что это никого не интересует», - рассказала Русской службе «Голоса Америки» правозащитник.

По ее словам, ситуация с адвокатами на Северном Кавказе катастрофическая.

«До того, как вы мне позвонили, я отправляла факс в прокуратуру Дагестана по поводу одного адвоката, у которого прямо в этот момент проходит обыск без санкций прокурора и предъявления документов. Кроме того, были задержаны два его молодых родственника. Сейчас буду ставить этот вопрос перед прокуратурой», - сказала она.

По словам Ганнушкиной, в современной России не только адвокаты работают в условиях постоянных угроз и вседозволенности силовиков.

«Адвокаты, как и правозащитники и журналисты, находятся в группе риска. Уважения у властей к адвокатуре, как и к правозащитникам и журналистам, не существует», - рассказала Ганнушкина.

По ее словам, российские власти, обсуждая с правозащитниками то, что в России фактически не выносятся оправдательные приговоры, говорят о плохой работе защитников.

«Обвинение работает лучше, чем защита. Но в каких условиях работает защита? Защита не имеет равных прав с обвинением. К прокурору судья относится как к своему товарищу и брату, а к адвокату как к человеку, выгораживающему преступника, - сказала Ганнушкина. - Это положение было блестяще выражено бывшим президентом Медведевым, который сказал, что суду трудно принимать оправдательные приговоры, потому что суд связан с обвинением профессионально, психологически и корпоративно. Адвокат в этих условиях противостоит государственной корпорации».
XS
SM
MD
LG